#Персидская классическая литератураПерсидская классическая литератураИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПерсидская классическая литератураПерсидская классическая литератураНайденo 24 статьиЛитераторыЛитераторы Баба Кухи ШиразиБаба́ Кухи́ Ширази́ (ум. около 1050, по другим данным, 1037), иранский поэт. Один из ранних представителей суфийской поэзии, разрабатывал её символический язык. Основной жанр – газель. Оказал влияние на Хафиза.Литературно-исторические памятники «Тути-наме»«Тути́-наме́» («Книга попугая»), персидский литературный памятник, составленный в 1330 г. в Индии суфийским поэтом Зия ад-Дином Нахшаби. Текст состоит из введения и 52 «ночей» (дастанов), в течение которых мудрый попугай рассказывает сказки своей хозяйке, жене находящегося в отъезде богатого купца, с целью отвлечь её от мыслей об измене мужу. Книга отмечена изяществом стиля. Получила широкое распространение в Индии и Средней Азии, переведена на многие языки.Литераторы Омар ХайямОма́р Хайя́м (1048–1131), персидский поэт, математик, астроном, философ. «Трактат о доказательствах проблем алгебры и аль-мукабалы» (1060-е гг.) принёс ему славу учёного. В 1074–1092 гг. возглавлял исфаханскую обсерваторию. В философских сочинениях выступил последователем Ибн Сины; в поэзии отразились его взгляды скептика. В историю литературы вошёл как автор рубаи; в творчестве Хайяма эта форма, происходящая из фольклора, превратилась в жанр философской лирики. Ряд рубаи близки к эпиграммам и высмеивают лицемерие духовенства и чиновников. Четверостишия Хайяма получили широкое устное хождение и вызвали множество подражаний, поэтому выделение аутентичных текстов представляется затруднительным. Всемирная слава пришла к поэту после переложения рубаи на английский язык Э. Фицджеральдом (1859).Литературоведы Брагинский Иосиф СамуиловичБраги́нский Ио́сиф Самуи́лович (1905–1989), российский литературовед-иранист, член-корреспондент Академии наук Таджикской ССР (1951). Занимался историко-типологическим сопоставлением персидской и таджикской литератур с другими восточными литературами. Автор очерков о Фирдоуси, Хафизе Ширази и др. Собрал и опубликовал литературное наследие Рудаки. Исследовал творчество С. Айни.Направления, стили, жанры в литературе КытаКы́та, форма традиционной поэзии Ближнего Востока и Центральной Азии. Короткое монотематическое стихотворение. Состоит из 2–12 бейтов на единую рифму (монорим). Зародилась в доисламской арабской поэзии. С распространением ислама кыта проникла в литературы других народов Ближнего Востока и Центральной Азии и расширила тематический диапазон.Литературно-исторические памятники «Анвар-и Сухейли»«Анва́р-и Сухейли́», одна из персидских прозаических версий санскритской обрамлённой повести «Панчатантра». Составлена Хусейном Ваизом Кашифи, прозаиком и теоретиком литературы (ум. 1504/1505). Вызвала множество подражаний в литературах Ближнего и Среднего Востока.Литературоведы Бертельс Евгений ЭдуардовичБе́ртельс Евге́ний Эдуа́рдович (1890–1957), российский литературовед-иранист. Член-корреспондент Академии наук СССР (1939), член-корреспондент Иранской академии наук (1944). Работал в Азиатском музее (ныне Институт востоковедения РАН). Автор трудов по истории персидской и таджикской литературы, исследователь суфизма и суфийской литературы, переводчик памятников средневековой персидской прозы. Способствовал созданию национальных филологических научных школ в Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане. Осуществил критическое издание текстов поэм «Шараф-наме» и «Икбал-наме» (1947) Низами Гянджеви, возглавлял коллективную текстологическую работу по подготовке критического издания «Шах-наме» Фирдоуси (1960–1971).Литераторы Камаль ад-Дин БиноиКама́ль ад-Дин Бинои́ (1453–1512), персоязычный поэт. Автор исторической поэмы «Шейбани-наме» о походах Мухаммада Шейбани-хана, назидательно-дидактической поэмы «Бахрам и Бехруз», трёх лирических сборников.Литераторы Баба Фигани ШиразиБаба́ Фигани́ Ширази́ (ум. 1516 или 1519), персидский поэт-лирик, известный под прозвищем Малый Хафиз. Основоположник т. н. индийского стиля в средневековой персидской поэзии, отличавшегося смысловой и формальной изощрённостью.Направления, стили, жанры в литературе МаснавиМаснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др. 123