#Персидская классическая литература
Персидская классическая литература
Тег

Персидская классическая литература

Персидская классическая литература
Найденo 19 статей
Литературоведы
Бертельс Евгений Эдуардович
Бе́ртельс Евге́ний Эдуа́рдович (1890–1957), российский литературовед-иранист. Член-корреспондент Академии наук СССР (1939), член-корреспондент Иранской академии наук (1944). Работал в Азиатском музее (ныне Институт востоковедения РАН). Автор трудов по истории персидской и таджикской литературы, исследователь суфизма и суфийской литературы, переводчик памятников средневековой персидской прозы. Способствовал созданию национальных филологических научных школ в Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане. Осуществил критическое издание текстов поэм «Шараф-наме» и «Икбал-наме» (1947) Низами Гянджеви, возглавлял коллективную текстологическую работу по подготовке критического издания «Шах-наме» Фирдоуси (1960–1971).
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Маснави
Маснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др.
Ага Мирек. Фаридун, обернувшись драконом, испытывает своих сыновей. Миниатюра из рукописи «Шах-наме». Ок. 1535
Термины
Бейт
Бейт, двустишие в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. Минимальная единица строфики арабской, персидской, тюркской, урдуязычной поэзии; неотъемлемая часть аруда (аруза) – системы стихосложения поэзии на этих языках. Из бейтов состоят стихотворные произведения в жанровых формах касыды, газели, рубаи, кыта и др. В бейте должна быть выражена законченная мысль. Может выступать как отдельная жанровая форма.
Хафиз Ширази. Страница из рукописного сборника «Ди­ван». 17 в.
Литераторы
Низами Гянджеви
Низами́ Гянджеви́ (около 1141 – 1209), азербайджанский поэт и мыслитель. Писал на персидском языке. Один из крупнейших персоязычных поэтов. Автор цикла «Хамсе» («Пятерица»), состоящего из 5 эпических поэм (маснави): «Сокровищница тайн» (1174), «Хосров и Ширин» (1180), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197), «Искандер-наме» (1203). Поэмы вызвали множество подражаний и поэтических «ответов» (в том числе Амира Хосрова Дехлеви и Алишера Навои), оказали большое воздействие на литературу Ближнего и Среднего Востока. Среди других сочинений – газели, касыды, рубаи.
Коврик с портретом Низами Гянджеви. 1947. Художник Лятиф Керимов. Мастер-ткач Р. Теймурова
Направления, стили, жанры в литературе
Фарсиязычная литература Индии
Фарсиязы́чная литерату́ра И́ндии, литература на персидском языке, развивающаяся на территории Индостана с 11 в. На раннем этапе сохраняла традиции классической персидской литературы. Наиболее известные поэты 11–12 вв. – Абу-ль-Фарадж Руни и Масуд Сад Сальман; распространение получили панегиристические касыды. В 13–14 вв. развивались газель, (крупнейший мастер – Амир Хосров Дехлеви), маснави, духовная литература. Расцвет литературы в 16–17 вв. связан с творчеством поэтов Урфи Ширази, Калима Кашани, Саиба Тебризи, Бедиля и др. В 17–18 вв. попала под влияние индийских стилистических и философских традиций. Крупнейшие поэты 19–20 вв. – Мирза Галиб и Мухаммад Икбал.
Мухаммад Икбал
1
2