Россия. Экономика. Экономика образования
Эконо́мика образова́ния Росси́йской Федера́ции, отрасль социальной сферы. Ёмкость экономики образования определяется многообразием источников поступления финансовых ресурсов в данную систему и механизмами их доведения до образовательных организаций. Важнейшим аспектом также является вопрос распределения бюджетного финансирования между уровнями системы образования. Кроме того, большое место в современной экономике образования занимают внебюджетные источники: средства населения, организаций и предприятий, спонсоров. Вместе с тем многие процессы в экономике образования определяются демографией: численностью детей и молодёжи, обучающихся в дошкольных образовательных организациях и школах, в организациях среднего профессионального образования и вузах, а также численностью работников, проходящих программы дополнительного профессионального образования.
Система образования
Образование, как отрасль социальной сферы, обеспечивает накопление и передачу в обществе знаний, формирует современные компетенции (компетенции 21 в.), а также в значительной мере отвечает за социализацию подрастающего поколения. В то же время образование представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем – уровней образования, находящихся в сложных взаимодействиях друг с другом: дошкольное (общее) образование, начальное, основное, среднее общее образование, профессиональное обучение, среднее профессиональное образование, высшее образование. При этом среднее профессиональное образование включает в себя программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих и программы подготовки специалистов среднего звена. В высшем образовании выделяются бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации – аспирантура (адъюнктура), ординатура (в медицинском образовании после окончания ординатуры возможно поступление в аспирантуру) и ассистентура-стажировка. Все указанные уровни образования представляют собой уровни формального образования, что закрепляется федеральными государственными образовательными стандартами.
Помимо формального образования, в его систему входит неформальное – дополнительное образование детей и молодёжи, а также для взрослых и дополнительное профессиональное образование, включающее в себя и образование на рабочем месте. В последние десятилетия также интенсивно развивается т. н. информальное образование, связанное прежде всего с процессом самообразования, возможности которого постоянно расширяются. Процесс самообразования может быть институализирован в случае, когда самостоятельно получивший знания и различные компетенции человек проходит процедуру сертификации полученного образования. В России указанная система сертификации постепенно создаётся, хотя в 2022 г. и не является доминирующей. За рубежом сертификация играет значительно более важную роль и позволяет работникам, самостоятельно получившим определённые знания и компетенции, обеспечить их признание работодателем и в результате продвигаться по карьерной лестнице или претендовать на более высокий уровень заработной платы. Движение по уровням формального образования, а затем постоянное повышение квалификации рассматривается как непрерывное образование, имманентно присущее современной экономике: быстрая смена технологий требует от работников постоянного повышения квалификации или переобучения. Кроме того, переобучения требуют и процессы отмирания тех или иных профессий/специальностей и появления новых. Таким образом, образование становится, с одной стороны, «образованием длиной в жизнь» (Life Long Learning), а с другой – «образованием шириной в жизнь» (Life Wide Learning), постепенно охватывая многие сферы повседневной жизни человека.
Вместе с тем развитие образовательных онлайн-платформ и дистанционного обучения постепенно начинает менять сложившиеся представления о соотношении формального, неформального и информального образования. Совмещение указанных видов образовательной деятельности происходит повсеместно, поскольку дополнительное (неформальное) образование охватывает растущую долю населения развитых и развивающихся стран и становится фактически постоянным и важным компонентом процесса обучения, начиная превалировать в системе непрерывного образования. Этот вид образования всё больше рассматривается как часть или необходимое условие индивидуализации (персонификации) процесса образования, его подстройки под интересы обучающегося.
Можно предположить, что в течение 5 или максимум 10 лет (начиная с последнего десятилетия) в России, как и в большинстве развитых стран, соотношение между формальным, неформальным и информальным образованием будет ещё больше меняться в пользу неформального и информального. При этом будут развиваться системы подбора образовательных продуктов под каждого обучающегося с обеспечением непрерывной процедуры сертификации получаемых знаний и компетенций. Все указанные изменения требуют ресурсов, как общественных (государственных), так и индивидуальных. Ресурсы, поступающие в систему образования, уже не ограничиваются традиционными финансовыми, кадровыми и материально-техническими. К ним добавились информационные ресурсы, разнообразие которых растёт, а также временны́е: общество затрачивает всё больше времени на предоставление и получение образования, а также на разработку (производство) образовательных продуктов и технологий. В связи с этим в экономике образования растущее значение начинает иметь распределение указанных ресурсов между уровнями и секторами быстро расширяющейся образовательной системы, которая постепенно трансформируется в сферы получения знаний и компетенций.
Показатели образования
Важнейшие показатели экономики образования – вовлечённость различных групп населения в образовательный процесс. Эти показатели включают данные об охвате образованием и его доступности. Ещё одну группу показателей образуют показатели ресурсной обеспеченности системы образования в целом, организаций образования и населения. Третья группа показателей характеризует потоки обучающихся по уровням системы образования и секторам данной сферы (формальному, неформальному и информальному). Четвёртая группа – барьеры в системе образования, не позволяющие обучающимся достигать желаемых уровней образования или изменяющих их образовательные траектории. Эти барьеры имеют образовательную, территориальную и экономическую природу. При этом экономический барьер, как правило, является ведущим.
По некоторым сведениям, охват населения РФ образованием близок, а иногда и превосходит показатели развитых стран. Это относится к общему (школьному) образованию, которое составляет 98–99 %. В России также высок охват третичным (средним профессиональным – подготовка специалистов среднего звена – и высшим) образованием, который в 2020 г. превысил для занятого населения 60 %.
Вместе с тем, согласно последним доступным данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Education at a Glance 2021, по дошкольному образованию Российская Федерация несколько уступает странам ОЭСР: в среднем по указанным странам охват детей до 3 лет дошкольным образованием составил в 2019 г. 25 %, в России – 21 %, а охват детей от 3 до 5 лет в 2018 г. – 88 % и 83 % соответственно.
В Российской Федерации длительность среднего общего образования составляет 11 лет, что ниже, чем в развитых странах, где она достигает 12–14 лет. В то же время в российских вузах программы бакалавриата составляют в основном 4 года (в Германии или Франции, например, 3 года). В России также в последние годы вырос охват выпускников бакалавриата магистерскими программами. Так, в 2021 г. в магистратуру поступили 41,2 % выпускников бакалавриата, если считать от выпуска данного года, в большинстве развитых стран эта цифра не превышает 30 %.
По расчётам Всемирного банка, среднее число лет обучения в российских вузах с учётом качества составило в 2020 г. 1,79 г., что равняется или превосходит аналогичный показатель для развитых стран Европы (таблица 1).
Таблица 1. Среднее число лет обучения с учетом качества (результатов) образования
Место по индексу человеческого развития (ИЧР) | Страна | Количество лет обучения в основной школе с поправкой на результаты обучения | Доля населения в возрасте 30–34 лет с высшим образованием (%) | Совокупный балл за качество высшего образования | Количество лет обучения в высшей школе с поправкой на качество | Всего лет обучения с поправкой на качество (школа + вуз) |
1 | Норвегия | 11,2 | 50,2 | 32,8 | 1,50 | 12,7 |
2 | Ирландия | 11,6 | 59,7 | 33,2 | 1,78 | 13,4 |
2 | Швейцария | 10,9 | 51,2 | 45,9 | 1,58 | 12,5 |
4 | Исландия | 10,7 | 53,7 | 30,4 | 1,59 | 12,3 |
6 | Германия | 11,0 | 34,0 | 35,5 | 1,02 | 12,0 |
7 | Швеция | 11,6 | 61,0 | 25,9 | 1,79 | 13,4 |
8 | Нидерланды | 11,5 | 55,0 | 46,8 | 1,70 | 13,2 |
10 | Дания | 11,1 | 57,9 | 42,8 | 1,77 | 12,9 |
11 | Финляндия | 11,7 | 42,8 | 35,1 | 1,28 | 13,0 |
13 | Великобритания | 11,5 | 55,0 | 35,9 | 1,65 | 13,2 |
26 | Франция | 11,3 | 47 | 33,1 | 1,40 | 12,7 |
52 | Российская Федерация | 10,9 | 61 | 25,9 | 1,79 | 12,7 |
Примечание: количество лет обучения в основной школе с поправкой на результаты обучения – оценка Всемирного банка 2018 г.; количество лет обучения в высшей школе с поправкой на качество – оценка Всемирного банка 2020 г.
Источник: Место стран по ИЧР – Towards 2021/2022 Human Development Report (HDR), среднее число лет обучения с поправкой на качество – Всемирный банк (Проект развития человеческого капитала Всемирного Банка и Human Capital Project: Year 2 Progress Report).
Финансирование
Главными источниками финансирования образования являются бюджетная система Российской Федерации и средства населения; при этом структура финансирования образовательных организаций на разных уровнях системы формального образования весьма различна. Различно и соотношение финансирования уровней образования из бюджетной системы Российской Федерации (таблица 2).
Таблица 2. Финансирование образования из федерального и из бюджетов субъектов Российской Федерации, %
| Федеральный бюджет | Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
Образование | 18,6 | 81,4 |
Дошкольное образование | 0,9 | 99,1 |
Общее образование | 3,4 | 96,6 |
Дополнительное образование детей (ДОД) | 8,0 | 92,0 |
Среднее профессиональное образование (СПО) | 4,9 | 95,1 |
Высшее образование | 96,3 | 3,7 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 30,5 | 69,5 |
Молодёжная политика | 11,0 | 89,0 |
Прикладные научные исследования в области образования | 98,1 | 1,9 |
Другие вопросы в области образования | 8,3 | 91,7 |
Примечание: приведённые в таблице данные соответствуют долговременной сложившейся структуре, связанной с распределением полномочий РФ и её субъектов.
Источник: Федеральное казначейство.
Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование в 2015–2021 гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3. Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на образование, %
| 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Образование | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Дошкольное образование | 22,8 | 21,9 | 22,1 | 22,9 | 23,8 | 22,8 | 22,0 |
Общее образование | 46,3 | 48,0 | 48,0 | 40,1 | 40,6 | 42,0 | 43,1 |
Дополнительное образование детей | примерно 6,5–7,0 % (до 2019 расходы на дополнительное образование детей учитывались в составе расходов на общее образование) | 6,6 | 6,2 | 6,1 | |||
Среднее профессиональное образование | 6,5 | 6,4 | 6,5 | 6,9 | 6,6 | 6,6 | 6,5 |
Высшее образование | 17,0 | 16,3 | 15,7 | 15,1 | 14,4 | 14,9 | 13,9 |
Источник: Федеральное казначейство.
Дошкольное и школьное образование финансируется государством преимущественно за счёт средств местных и региональных бюджетов (см. также статью «Государственный бюджет»). Негосударственные школы имеют право на бюджетное финансирование при условии их государственной аккредитации; их финансовое обеспечение должно производиться по нормативам, значения которых не ниже, чем для аналогичных государственных и муниципальных школ на данной территории.
Среднее профессиональное образование (реализация программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих, программ подготовки специалистов среднего звена) получает бюджетное финансирование в основном из бюджетов субъектов Российской Федерации. Доли местных бюджетов и федерального бюджета невелики, составляя, как правило, не более 5–10 %.
В финансировании высшего образования превалируют средства федерального бюджета (см. таблицу 2). Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», на бюджетной основе в российских вузах должно обучаться не менее 800 студентов на 10 тыс. человек населения в возрасте 17–30 лет. Фактически в последние годы приём на бюджетной основе в бакалавриат и специалитет вузов составлял 50–55 % от выпуска из 11-го класса школ. С 2008 г. частные вузы на конкурсной основе также получают бюджетные места и бюджетное финансирование, но объёмы бюджетного финансирования частного сектора высшего образования невелики.
Платное образование существует в России с начала 1990-х гг. При этом платное обучение неравномерно распределено по уровням образования. В наибольшей степени население платит за дошкольное образование, поскольку в муниципальных или государственных детских садах родители платят за присмотр и уход за ребёнком, а также за его питание. Вместе с тем эти расходы родителей дотируются из местных или региональных бюджетов. В частных дошкольных образовательных организациях плата за содержание ребенка значительно выше, как правило в 3–7 раз. Во многих случаях родители отдают ребёнка в частный детский сад, чтобы мать могла выйти на работу, пока семья ждёт места в муниципальном детском саду.
Частные школы составляют менее 1 % от общего числа российских школ. Обучение в них для населения достаточно дорого, поэтому данный сектор практически не растёт. Вместе с тем в муниципальных школах и школах субъектов Российской Федерации родители платят за дополнительное образование детей: занятия в различных кружках, студиях, секциях. Кроме того, программы дополнительного образования детей, как бесплатные, так и платные, реализуются государственными, муниципальными и частными организациями дополнительного образования.
Затраты на платное обучение в системе образования возмещаются за счёт личных средств населения или предприятий и организаций, финансирующих подготовку нужных им специалистов. Объём всех видов платного образования в 2020 г. составил 0,8 % ВВП.
В общем (школьном) образовании объём средств населения в 2020/2021 учебном году, если учитывать образовательную деятельность (образовательные организации могут реализовывать другие виды деятельности помимо образовательной, например сдачу в аренду помещений), не превышал 3,2 % (55,5 млрд руб.). Если учитывать не только образовательную деятельность, то население вложило в общее (школьное) образование 61,0 млрд руб., или 3,4 % от всех средств, поступивших в общеобразовательные организации в указанном учебном году, как государственные (муниципальные), так и частные. Средства организаций в системе школьного образования были ещё меньше, составив всего 0,7 %.
В среднем профессиональном образовании вложения населения были значительно выше: доля расходов населения на получение профессионального образования и обучения немного превысила 12,6 %. Доля организаций в финансировании системы среднего профессионального образования составила в 2020/2021 учебном году 3,9 %, однако здесь также учитываются расходы предприятий на программы дополнительного профессионального образования своих работников и на прочие нужды. Таким образом, организации в случае и среднего профессионального образования вкладывают в данную сферу значительно меньше по сравнению с государством / местной властью и населением.
Самые большие вложения население осуществляет в систему высшего образования. В бакалавриате доля средств населения в общем объёме средств, поступающих на данный уровень высшего образования (государственные и частные вузы), составила 35,4 % (в государственном секторе она немного ниже – 31,7 %), в специалитете и магистратуре – 27,5 % (26 %), в аспирантуре (ординатуре, ассистентуре-стажировке) – 21,1 % (20,4 %). По состоянию на 2022 г. в России численность бюджетных и платных студентов в бакалавриате составляет, соответственно, 46,3 % и 53,7 %, в специалитете – 48,7 % и 51,3 %, в магистратуре 52,1 % и 47,9 %. Таким образом, наибольшим спросом в плане платного обучения на указанных уровнях образования пользуются программы бакалавриата и наименьшим – программы магистратуры.
В 2020 г. объём рынка дополнительного профессионального образования составил около 93,8 млрд руб. (см. Дополнительное профессиональное образование в России). В этом сегменте образования большую роль в финансировании повышения квалификации и переподготовки работников играют работодатели, на которых приходится 48–49 % общего объёма финансирования (значительные объёмы указанных средств расходуются в самом корпоративном секторе, обеспечивая различные форматы внутрифирменного обучения работников, за ними следуют бюджетные источники – 29–37 % и средства населения – 15–22 %, см. Дополнительное профессиональное образование в России).
Постоянно возрастающую долю в расходах организаций и населения в последнее десятилетие играет EdTech – различные онлайновые образовательные структуры. Как отмечается в Рейтинге крупнейших компаний на рынке онлайн-образования, в 2019 г. российский рынок онлайн-обучения достиг 14,9 млрд руб. (при этом около 80 % указанной суммы заработали 35 ведущих компаний), а в 2020 г. – 36,7 млрд руб. По величине доходов этих компаний можно в определённой мере проследить предпочтения российского населения в дополнительном образовании, как детей, так и взрослых. Так, в 2019 г. больше всех заработала компания Skyeng – 1,7 млрд руб., что показывало высокий спрос на изучение английского языка. В 2020–2021 гг. доходы EdTech-компаний значительно выросли, при этом на 1-е место вышла компания Skillbox (лидер в сфере обучения профессиям, связанным с цифровой экономикой и интернет-рекламой), заработавшая в 2021 г. 10,4 млрд руб., а компания Skyeng переместилась на 3-е место – 6,0 млрд руб. При этом в период пандемии стали быстро развиваться такие компании, как Яндекс Практикум (3,4 млрд руб. в 2021) и Учи.ру (2,9 млрд руб.), которые во многом оперативно обеспечили дистанционное обучение школьников (см. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования). В начале 2022 г. рынок онлайн-образования стал сжиматься: EdTech-компании фиксируют отток учащихся. В среднем по рынку продажи курсов упали на 30 % (данные приведены в статье «Онлайн-школы фиксируют отток учеников»), при этом снижение спроса наблюдается как в сегменте дополнительного профессионального образования, так и в сегментах школьного и вузовского образования. В связи с этой новой и достаточно неожиданной тенденцией трудно пока прогнозировать дальнейшее развитие сектора онлайн-образования, но представляется, что в долгосрочной перспективе он всё же будет расти.
Механизмы государственного/муниципального финансирования. Получение государственными/муниципальными образовательными организациями средств из иных источников
Согласно Закону РФ «Об образовании» (1992), сметное финансирование образовательных учреждений (до 2000) заменялось финансированием на основе нормативов, определяемых в расчёте на одного обучающегося по каждому виду, типу, а также категории образовательного учреждения. С 2003 г. на уровне субъектов РФ стал определяться подушевой норматив бюджетного финансирования, включавший в себя заработную плату учителей и учебные расходы. В зависимости от численности учащихся школ в муниципальном образовании субъекта РФ оно получает субвенцию в муниципальный бюджет, которая представляет собой норматив, умноженный на число школьников. Муниципалитеты добавляют к этой субвенции средства на содержание зданий и сооружений школ и распределяют полученные средства между школами по подушевому принципу. Школы в сельской местности – малокомплектные и/или малочисленные – как правило, получают бюджетные средства по нормативу и числу учащихся и, кроме того, субсидию на иные цели или же финансируются по смете (казённые учреждения, но таких крайне мало).
Организации профессионального образования получают бюджетные средства на число студентов, определяемое государственными или муниципальными заданиями (контрольными цифрами) по приёму на обучение.
Кроме бюджетных средств, полученных на нормативно-подушевой основе, государственные и муниципальные образовательные организации могут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного/муниципального задания на выполнение работ/услуг (например, вузы получают государственное задание на выполнение научно-исследовательских работ), субсидию на иные цели для финансирования приобретения оборудования, проведения капитального ремонта и т. п., а также средства, выделяемые из федеральной адресной инвестиционной программы. Кроме того, образовательные организации могут получать внебюджетные средства, участвуя в различных конкурсах на выполнение работ и услуг. Не менее важным для них является участие в национальных проектах «Образование» или «Наука и университеты», в рамках которых они могут выиграть гранты по мероприятиям, которые осуществляются в рамках федеральных проектов, входящих в указанные национальные проекты. Ещё одним источником внебюджетных средств для образовательных организаций, прежде всего вузов, стало и участие в конкурсах, проводимых российскими и зарубежными фондами, в частности Российским научным фондом. Следует также отметить, что в последние десятилетия начала развиваться практика создания эндаументов (фондов целевого капитала, см. статью «Благотворительность в современной России»), которые формируются в основном при вузах, но есть и примеры создания их при известных школах (см., например, официальный сайт Фонда целевого капитала школы Летово и статью «Эндаументы в образовании обеспечивают старт способным детям»), а также организациях среднего профессионального образования. Не редки и случаи, когда крупные компании выделяют стипендии студентам, достигшим выдающихся результатов в учёбе или научных исследованиях. Вместе с тем наиболее престижными являются стипендии Президента или Правительства РФ.
Государственные и муниципальные образовательные организации самостоятельно распоряжаются выделенными бюджетными ассигнованиями и средствами из иных источников (за исключением казённых учреждений и с учётом условий, на которых получены внебюджетные средства). Вместе с тем их самостоятельность достаточно серьёзно ограничена правилами государственных/муниципальных закупок и требованиями органов казначейства, которые следят за расходованием бюджетных средств.