Нарваэс Луис де
Нарва́эс Луи́с де (Luis de Narváez, Luys de Narváez) [год рождения неизвестен, Гранада(?) – после 1549, Нидерланды(?)], испанский композитор и виуэлист.
Находился на службе у Франсиско де лос Кобоса (секретарь Карла V Габсбурга) в Гранаде (1526) и Вальядолиде (до 1547). С 1548 г. руководитель хора мальчиков и виуэлист капеллы принца Филиппа (будущего короля Филиппа II), сопровождал его в 1548–1549 гг. в путешествии в Нидерланды.
Прославился как автор обширного сборника пьес для виуэлы «Шесть книг Дельфина о музыке» («Los seys libros del delphin de musica», 1538, Вальядолид; в названии обыгрывается греческий миф об Арионе, которого спас от смерти дельфин, очарованный его музыкой). Первая и Вторая книги сборника содержат 14 фантазий в 8 церковных тонах (ладах) с обильным использованием имитаций и свободными «импровизационными» пассажами. В Третью книгу вошли орнаментированные обработки (интабуляции) вокальных сочинений французских и фламандских композиторов – Жоскена Депре, Н. Гомберта и Ж. Ришафора. Четвёртая и Шестая книги содержат главным образом вариации на темы светских песен и церковных гимнов, а также на бас-данс (baxa de contrapunto), Пятая книга – романсы для голоса в сопровождении виуэлы (партия голоса выделена красным цветом, под табулатурой располагается текст). Всем пьесам предпосланы особые графические обозначения темпа (в музыке того времени любые темповые обозначения редки).
Л. де Нарваэс первым в истории инструментальной музыки использовал принцип вариаций как основу целостной композиции, дав ей название диференсиас (исп. diferencias – вариации). Диференсиас на тему популярного в 16 в. в Испании вильянсико «Присмотри за моими коровами» («Guárdame las vacas») – яркий образец раннетональной гармонии; весь вариационный цикл построен на разработке двух остинатных гармонических последовательностей – романески и пассамеццо. Также Шестая книга содержит 22 диференсиас на тему популярной испанской песни «Граф Кларос» («Conde Claros»).
В рамках аутентичного исполнительства музыка Нарваэса звучит на реконструированных виуэлах и на гитаре. Сочинения Нарваэса опубликованы в сборнике «The Renaissance vihuela and guitar in sixteenth-century Spain» (2008).
В качестве своеобразного ответа Нарваэсу аргентинский композитор 20–21 вв. Пабло Гонсалес Хасей (род. 1968) написал пьесу для виуэлы «Письмо Нарваэсу» (может быть исполнена на гитаре).