Родульф Глабер
Роду́льф Глабе́р, Рауль, Радульф (лат. Rodulfus Glaber; франц. Raoul Glaber) (около 980 – 985, Бургундия – около 1047, аббатство Сен-Жермен, Осер, Бургундия), монах-бенедиктинец, средневековый хронист. Немногочисленные сведения о жизни Родульфа Глабера известны лишь из его сочинений. Глабер (от лат. – гладкий, лысый) – прозвище Родульфа. Происходил, по-видимому, из знатной семьи, возможно, был незаконнорождённым сыном бургундского аристократа. По настоянию дяди-монаха, в возрасте 12 лет мальчика отдали в монастырь. Название обители неизвестно, судя по описанию, это могло быть бенедиктинское аббатство Сен-Жермен в Осере. Около 1003 г. Родульфа изгнали из монастыря за непослушание и неподобающее поведение. Позднее он писал, что восставал против монастырских правил, перечил наставникам и ссорился с братией, но благодаря литературным талантам и знаниям, всегда мог рассчитывать на пристанище в другой обители. За свою жизнь побывал в нескольких монастырях в Бургундии: упомянутый Сен-Жермен, далее Реом (ныне Мутье-Сен-Жан) и Сен-Леже-де-Шампо (ныне Сен-Леже-Трие). Между 1015 и 1024 гг. Родульф Глабер перебрался в монастырь Сен-Бенинь в Дижоне, где стал секретарём аббата Гильома из Вольпиано (962–1031), впоследствии почитавшегося святым. Считается, что именно он сподвиг Родульфа на сочинение «Историй в пяти книгах» («Historiarum libri quinque»), к работе над которыми автор приступил около 1027 г. В 1028 г. в качестве секретаря сопровождал Гильома в поездке по северу Италии. Около 1030 г. между ними произошла крупная ссора, и Родульф Глабер без разрешения Гильома удалился в монастырь Клюни, где оставался примерно до 1035 г. Аббат Клюни, Одилон (ум. 1049), выказывал ему много расположения, и именно Одилону Родульф посвятил «Истории…».
В 1031 г. Гильом умер. Согласно Родульфу Глаберу, спустя некоторое время после кончины святой аббат явился ему во сне, что он воспринял как побуждение написать его житие. По этой причине он прервал работу над историческим произведением.
После короткого пребывания в монастыре Сен-Пьер-де-Без с 1039 г. Родульф Глабер вернулся, возможно вопреки собственному желанию, в аббатство Сен-Жермен в Осере. Его отношения с аббатом Одоном были сложными. Не исключено, что, посвящая исторический труд Одилону, Родульф Глабер рассчитывал вернуться в Клюни. Последняя книга «Историй...» осталась незаконченной из-за смерти автора.
В начале своего исторического произведения Родульф Глабер пишет, что намерен поведать будущим поколениям о событиях, происходивших «около 1000 года от Рождества Христова» во всех четырёх частях света, претендуя на создание универсальной истории. Он открывает сочинение изложением философской теории Божественной четырёхчастности (Divina Quaternitas), основанной на трудах Амвросия Медиоланского и Максима Исповедника. Её суть состоит в том, что гармония в творении определяется взаимодействием групп из 4 элементов. При этом мироздание состоит из мира высшего и грядущего, о котором возвещено в Новом Завете, мира низшего и материального, который образуют элементы-стихии, мира абстрактного, в котором правят добродетели, микрокосма, управляемого чувствами, и времени, состоящего из четырёх эпох. С каждым из первоэлементов мироздания соотносились те или иные из добродетелей, человеческих чувств, райских рек, Евангелий и эпох («возрастов») мира.
Для Родульфа Глабера было важно символическое разделение христианской ойкумены на четыре части, четыре стороны света: север, юг, запад, восток. Вероятно, во время работы у него была возможность пользоваться рукописью с картой Т-О-типа [mappa mundi (лат. – карта мира)], об этом свидетельствует анализ локализаций географических объектов справа, слева, снизу или сверху относительно других, которые имеют смысл только, если представлять сверху восток, а не север.
Родульф Глабер считал себя образованным человеком и был горд тем, что взялся за литературный труд. Он был знаком с творениями Амвросия Медиоланского, Августина, Григория I Великого, Исидора Севильского, Максима Исповедника (в латинском переводе Иоанна Скотта Эриугены) цитировал античных авторов: Теренция, Овидия, Лукана, Вергилия. Возможно, в каком-то объёме он знал греческий язык. Большая часть информации в «Историях» основана на личном опыте и устных рассказах современников. Утверждал, что стал первым, кто за 200 лет, после Беды Достопочтенного и Павла Диакона, взялся за написание истории. Был достаточно хорошо осведомлён об истории Франции в целом, уделял пристальное внимание событиям в Италии и Германии, приводил отдельные сведения о делах на Востоке, первым из европейских авторов, живших вне средиземноморского региона, упомянул основоположника ислама Мухаммеда. Больше всего Родульфа привлекала современная история, хотя «Истории в 5 книгах» начинаются с событий около 900 г., основная часть сочинения приходится на период с 1010 по 1046 гг.
В Средние века его сочинения не получили широкого распространения. Сохранилось три средневековых списка «Историй в 5 книгах» и одна копия конца 16 в. Вместе с тем Родульф Глабер оказал определённое влияние на позднейшее историописание в Бургундии и западных регионах Франции. С «Историями» были знакомы Гуго из Флавиньи (1064/1065 – после 1115), авторы «Деяний» епископов Осерских (11 в.) и аббатов монастыря Сен-Жермен (13 в.), истории монастыря Сен-Бенинь (середина 11 в.), «Деяний графов Анжуйских» (12 в.). Сигиберт из Жамблу упоминает Родульфа Глабера в сочинении «О знаменитых мужах». «Житие св. Гильома» сохранилось в единственном списке третьей четверти 11 в. и сделанной в 17 в. его копии.
Благодаря изданиям «Историй», сделанным историками-эрудитами П. Питу (1596) и А. Дюшеном (1641), труд Родульфа Глабера вошёл в научный оборот и активно использовался в работах Нового времени о средневековой Европе. Исследователи 19–20 вв. часто относились скептически к свидетельствам Родульфа Глабера, критикуя его за склонность к мистической трактовке событий, описанию апокалиптических страхов, видений и личных встреч с дьяволом.