Пьер де Ла Рю
Пье́р де Ла Рю (франц. Pierre de la Rue, лат. Petrus Platensis) (около 1452, Турне, графство Эно, Бургундия, ныне провинция Эно, Бельгия – 20.11.1518, Кортрейк, близ Лилля, Бургундия, ныне провинция Западная Фландрия, Бельгия), композитор, представитель франко-фламандской школы.
В молодости был церковным певчим в Брюсселе, Генте, Кёльне. В 1492–1516 гг. служил при бургундском дворе Габсбургов: у Филиппа I Габсбурга, его вдовы Хуаны Безумной, затем у малолетнего Карла V, жившего в Мехелене под покровительством своей тётки – Маргариты Австрийской, правительницы Нидерландов. В 1501–1503 и 1506 гг. вместе с двором ездил в Испанию, где предположительно познакомился с композиторами А. Агриколой и Хуаном де Анчиетой. В 1508 г. вернулся во Фландрию, с 1516 г. жил в Кортрейке.
Работал преимущественно в области церковной музыки: автор многочисленных месс (свыше 30), мотетов (23), магнификатов, реквиема. Техника письма в них отличается чрезвычайной развитостью, широким использованием имитационной полифонии. Некоторые сочинения выдержаны целиком в канонической технике: в 4-голосной мессе «O salutaris hostia» («О, спасительная жертва») все голоса выведены из одного; 6-голосная месса «Ave sanctissima Maria» состоит из трёх 2-голосных канонов. В мессе на популярную песню «L’homme armé» («Вооружённый человек») применены т. н. мензуральные каноны (2- и 4-голосные). Наряду с этим, Пьер де Ла Рю применял технику фобурдона, сочинял в моноритмической («старогомофонной») фактуре. В качестве основы полифонического многоголосия использовал темы Й. Окегема, Г. Дюфаи, Х. Изака и др., а также многоголосные фрагменты из своих и чужих сочинений; так, его мессы-пародии «Tous les regretz» («Все страсти, [что терзают сердце]») и «Incessament» («Непрестанно [сожалеет сердце бедное моё]») основаны на материале собственных шансон. Мотеты Пьера де Ла Рю посвящены главным образом Деве Марии, 6 из них написаны на текст антифона «Salve Regina». 8 магнификатов на все 8 церковных тонов составляют, возможно, первый в истории музыки цикл такого рода.
Пьер де Ла Рю – автор около 20 светских многоголосных пьес, главным образом шансон и рондó. Сохранилось также значительное количество анонимных светских пьес (в том числе на поэтические тексты Маргариты Австрийской), с большой вероятностью принадлежащих самому Пьеру де Ла Рю. Ряд сочинений, ранее приписывавшихся Жоскену Депре, ныне считаются произведениями Пьера де Ла Рю, например мотет «Авессалом, сын мой» («Absalon fili mi»), в котором чрезвычайно низкая вокальная тесситура (до «си-бемоль» контроктавы на словах «Но сойду, рыдая, в бездну») использована в качестве приёма музыкальной риторики.
Сочинения Пьера де Ла Рю издавались при его жизни в разных странах Европы и хорошо сохранились. О посмертной славе композитора свидетельствуют Г. Глареан, Дж. Царлино, К. Монтеверди (в предисловии к 5-й книге мадригалов), М. Лютер и др.