Республика Корея. Хозяйство. Общая характеристика
О́бщая характери́стика хозя́йства Респу́блики Коре́я. Республика Корея – новая индустриальная страна «первой волны» (относится к т. н. 4 азиатским тиграм или 4 азиатским драконам). За кратчайшие сроки Республика Корея преодолела социально-экономическое отставание и располагается на 13-м месте среди крупнейших экономик планеты (2022). Она является одним из мировых лидеров в сфере высоких технологий и самой роботизированной страной мира (932 робота на 10 тыс. рабочих в 2022). Своего пика количество ежегодно устанавливаемых роботов в стране достигло в 2016 г. (около 41,4 тыс. шт.), после чего началось сокращение, в 2019 г. было установлено около 27,9 тыс. роботов.
Объём валового внутреннего продукта (ВВП) Республики Корея по паритету покупательной способности (ППС) составляет 2,4 трлн долл. (14-е место в мире; в 2021; 2,2 трлн в 2019), а в номинальном выражении – 1,8 трлн долл. (2021; 10-е место; 1,6 трлн в 2019). ВВП на душу населения (по ППС) – 47,2 тыс. долл. (2021; 30-е место; 43,0 тыс. в 2019); в номинальном выражении – 35,0 тыс. долл. (2021; 40-е место; 31,8 тыс. долл. в 2019).
Республика Корея занимает 22-е место (наряду с Израилем) по индексу человеческого развития (ИЧР) – 0,919 (2018).
В 1948–1960 гг. ключевыми для страны были три отрасли промышленности: мукомольная, хлопкопрядильная и производство сахара. С приходом к власти Пак Чон Хи (1961) была сделана ставка на привлечение иностранных инвестиций, введение плановой экономики. В 1960-е гг. страна сделала ставку на экспортно ориентированную стратегию развития с опорой на государственное регулирование рынка. В период 1962–1996 гг. экономика развивалась в соответствии с 5-летними планами. После кризиса 1997 г. и заключения с МВФ соглашения по оказанию помощи был проведён ряд реформ, направленных на реструктуризацию государственного, финансового и корпоративного секторов, повышение конкурентоспособности и дальнейшую либерализацию. В 21 в. руководство страны делает упор на создание инновационной и «креативной» экономики.
На протяжении всех пятилеток годовые темпы роста экономики были выше 5 %, за исключением кризисного периода 1979–1980 гг., когда они резко обвалились. Последний раз темпы роста ВВП были отрицательными в 1998 г. (−5,1 %) из-за азиатского кризиса. Кризис 2008 г. привёл лишь к стагнации экономики – 0,8 % (2009); уже к 2010 г. она восстановилась (6,8 %); в последующие годы (до 2018) наблюдался стабильный рост (в среднем 3 % в год). В 2019 г. темпы роста корейской экономики сократились до 2 % в связи с ведением торговой войны между США и Китаем (основными торговыми партнёрами страны), санкциями, приведшими к сокращению торгового оборота между Республикой Корея и Китаем, повышением учётной ставки Федеральной резервной системой США, негативно сказавшимся на глобальном финансовом рынке, новыми условиями соглашения о свободной торговле между Республикой Корея и США, ростом мировых цен на нефть.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Республика Корея занимает 13-е место (2019; 15-е место в 2018), в том числе среди стран – членов ОЭСР страна занимает 10-е место, среди стран Восточной Азии и Тихого океана – 5-е. По рейтингу экономической свободы Heritage Foundation Index of Economic Freedom страна имеет 74 балла (2020; 71,5 балла в 2015), находясь на уровне Израиля и Швеции. Правительство смогло улучшить все составляющие данного индекса, за исключением налогового бремени, государственных расходов и финансовой свободы. Наиболее сильные стороны страны – показатели финансового здоровья и свободы бизнеса; наименее слабая – эффективность судебной системы.
По оценкам Всемирного банка, Республика Корея занимает 5-е место по благоприятности условий для ведения бизнеса с результатом 84 балла (2020; 83,4 в 2015), что сопоставимо с США. В 2016 г. Всемирный банк выделял сложность процедуры уплаты налогов как негативный фактор, однако в 2020 г. Республика Корея упростила систему и улучшила свои позиции. Доступ к электричеству отмечается в качестве сильнейших сторон страны: в 2020 г. по этому показателю страна получила 100 баллов.
На данном этапе развития Республика Корея использует смешанную модель, сочетая плановую и рыночную экономику. Согласно п. 2 ст. 119 Конституции Республики Корея, «государство регулирует и координирует экономическую жизнь». Государственное регулирование было необходимо для поддержки среднего и малого бизнеса в стране и для перехода к инновационной экономике. В 1999 г. создана Национальная комиссия науки и технологий для координации деятельности между министерствами, ответственными за разработку, оценку и реализацию инновационной политики. В 2011 г. комиссия была реформирована и стала независимым агентством с консультационной функцией. Был проведён ряд других институциональных реформ, и в 2012–2014 гг. создана законодательная база для развития инноваций. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 4,8 % от ВВП (2018); страна занимает по этому показателю 2-е место в мире после Израиля; на оборону – 2,7 % (2019; 2,6 % в 2009), на образование – 4,3 % (2016), на здравоохранение – 7,6 % (2018; 5,9 % в 2010).
По абсолютному показателю расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Республика Корея входит в число ведущих стран, однако уступает США, Китаю, Японии, Германии. По оценке Global Innovation Index, среди стран с высоким уровнем дохода Республика Корея занимает 10-е место (2020; 11-е в 2019) – 56,11 балла.
Доля высокотехнологичных товаров в промышленном экспорте составляет 36,3 % – 192,8 млрд долл. (2018, 166,6 млрд – 2017).
Одной из особенностей внешнеэкономической политики Республики Корея является создание зон свободной торговли. Республика Корея стала первым азиатским государством, заключившим соглашение о создании таких зон с Европейским союзом. Страна зависит от внешних рынков. С одной стороны, из-за ограниченных природных ресурсов она вынуждена импортировать продукты питания и сырьё для производства, с другой стороны, из-за сильной ограниченности внутреннего рынка для Республики Корея большую роль играет экспорт. Приток прямых иностранных инвестиций равен 10,5 млрд долл. (2019; 9,5 млрд в 2010).
Доля компаний среднего и малого бизнеса – 99,9 % (2015) от всего количества фирм, в данном сегменте занято 90,2 % рабочих, с каждым годом этот показатель растёт. Однако главную роль в экономике страны играют т. н. чеболи, осуществляющие свою деятельность в основных экспортных отраслях. На их долю приходится почти 47,3 % (2018) общих годовых продаж, на средний бизнес – 15,2 %, на малый – 37,5 %. 14 корейских чеболей входят в рейтинг 500 крупнейших компаний мира (Fortune Global 500, 2020).
Крупнейшие корейские компании по объёму выручки в рейтинге Fortune Global 500 в 2020 г.
Позиция | Компания | Место в Fortune Global 500 | Выручка (млрд долл.) |
1 | Samsung Electronics | 19 | 197,7 |
2 | Hyundai Motor | 84 | 90,7 |
3 | SK Holdings | 97 | 86,2 |
4 | POSCO | 194 | 55,6 |
5 | LG Electronics | 207 | 53,5 |
6 | Korea Electric Power | 227 | 50,3 |
7 | Kia Motors | 229 | 49,9 |
8 | Hanwha | 277 | 43,3 |
9 | Hyundai Mobis | 385 | 32,7 |
10 | KB Financial Group | 426 | 29,5 |
11 | CJ Group | 437 | 29,0 |
12 | GS Caltex | 447 | 28,5 |
13 | Samsung Life Insurance | 467 | 27,3 |
14 | Samsung C&T | 481 | 26,5 |
В Республике Корея действуют шесть т. н. компаний-единорогов – стартапов с капитализацией более 1 млрд долл., совокупная стоимость которых составляет 23,6 млрд долл. (2019). Они действуют в сфере электронной коммерции – Coupang (2010, штаб-квартира в Сеуле), Viva Republica (2011, штаб-квартира в Сеуле); разработки компьютерных игр – Bluehole (2007, штаб-квартира в г. Соннам провинции Кёнгидо); разработки специализированного и мобильного программного обеспечения (приложений) – Woowa Brothers (2010, штаб-квартира в Сеуле), Yello Mobile (2012, штаб-квартира в Сеуле); косметического производства – L&P Cosmetics (2009, штаб-квартира в Сеуле).
В Республике Корея применяется два типа налогов: государственный и местный. Государственные налоги делятся на прямые (на прибыль, корпоративный, на наследство и дарение) и косвенные (НДС, акциз на алкоголь, транспортный, на пользователей телефонов). Местные налоги делятся на провинциальные (лицензионный сбор, на развитие региона, на содержание дорог) и городские (акциз на табак, регистрационные сборы, дорожный). Доля государственных налогов составляет 80,2 %, местных – 19,8 %. Удельный вес НДС в общем объёме налогов – 23,6 %, налога на прибыль – 18,6 %, корпоративного – 11,8 % (2015).
Для стимулирования экспорта был принят ряд послаблений: освобождение от налогов на импорт промежуточных товаров; налоговые скидки на производство экспортных товаров, 50%-я скидка на налог на прибыль от экспорта; применяются меры во избежание двойного налогообложения между странами. Была введена кредитная система для НДС для иностранных компаний.
Государственный долг составляет 728,8 трлн вон (41,9 % ВВП; 2019; 681,1 трлн, 40 % ВВП; 2018), объём валового внешнего долга – 467 млрд долл. (28,4 % ВВП в номинальном выражении; 25,8 % ВВП; 2019; 444 млрд в 2018).
С 2013 г. страна поддерживает золотой запас на уровне 104 т (104,44 т во 2-м квартале 2020). Объём валютных резервов равен 420,5 млрд долл. (сентябрь 2020). Валютные резервы стабильно росли, однако в начале 2020 г. в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) они резко сократились, положение было оперативно восстановлено благодаря соглашению с США о свопах на 60 млрд долл.
С 2013 г. инфляция не превышала 2 %, в 2019 г. она составила 0,38 %, что является самым низким показателем за всю историю страны. В структуре экономики на сферу услуг приходится 58,3 %, на промышленность – 39,3 %, на сельское хозяйство – 2,4 % ВВП (2017).