«Компании-единороги» в мировой экономике
«Компании-единороги» в мировой экономике. С начала 2000-х гг. в мировой экономике стали появляться частные компании, преимущественно стартапы, рыночная капитализация которых превышает 1 млрд долл. Подобные фирмы получили название «компания-единорог», впервые употреблённое основательницей венчурного фонда Cowboy Ventures Э. Ли в статье «Добро пожаловать в клуб "единорогов": уроки от миллиардных стартапов» (Lee A. Welcome to the unicorn club: learning from billion-dollar startups // TechCrunch) в ноябре 2013 г. Сравнение молодых успешных стартапов с мифическим существом подчёркивало их уникальность.
Согласно критериям фонда Cowboy Ventures, к «единорогам» были отнесены американские компании, основанные с 2003 г. и действующие в сфере разработки программного обеспечения (ПО), привлёкшие 1 млрд долл. от общественных или частных инвесторов. В 2013 г. количество таких стартапов составило 39 (или 0,07 % из более чем 16 тыс. компаний в сфере разработки ПО, основанных с 2003). В дальнейшем число подобных фирм стало стремительно расти (в том числе за счёт того, что к «компаниям-единорогам» стали относить фирмы за пределами США): в частности, во 2-м квартале 2021 г. появилось 136 новых компаний с оценкой более 1 млрд долл., что оказалось больше, чем за весь 2020 г. По данным аналитической компании CB Insights, по состоянию на 1 января 2023 г. в мире насчитывалось свыше 1,2 тыс. «компаний-единорогов»; в том числе более 50 % расположено в США, около 15 % – в Китае, 6 % – в Индии, 4 % – в Великобритании, 25 % – в остальных странах.
Размер капитализации указанных стартапов варьирует от 1 млрд долл. (22 % всех «единорогов») до 140 млрд долл. (по состоянию на 1 января 2023). Крупнейшими «единорогами» (по данным того же периода) являются китайские ByteDance (140 млрд долл.; владелец сервиса для создания и просмотра коротких видео TikTok), Shein (100 млрд долл.; онлайн-площадка по торговле женской, мужской и детской одеждой) и американская SpaceX (127 млрд долл.; производство космической техники).
«Компании-единороги» преимущественно действуют в сфере предоставления товаров и услуг «по требованию» (в частности, к ним относятся агрегаторы такси, сервисы онлайн-поиска автомобилей и т. д.), финансовых технологий (автоматизация онлайн-платежей), электронной коммерции, облачных программных решений и сервисов, а также цифровых медиа.