Ребате Люсьен
Ребате́ Люсье́н (Lucien Rebatet) (15.11.1903, Мораз-ан-Валлуар, департамент Дром – 24.8.1972, там же), французский писатель, критик, публицист.
Сын нотариуса. С 1923 г. жил в Париже, учился на юридическом факультете в Лионском университете и на филологическом факультете в Сорбонне (1923–1927; оба не окончил). Занимался журналистикой: музыкальный обозреватель (с 1929), кинокритик (с 1930, под псевдонимом Франсуа Виннёй, François Vinneuil), шеф службы информации (1938–1939) газеты L'Action française.
В 1930-х гг. сблизился с Р. Бразийяком и Т. Монье. В 1932–1944 гг. постоянный автор газеты Je suis partout (франц. «Я везде»). Характерными чертами репортажей и статей Ребате, называвшего себя «фашистом», были антикоммунистические, антидемократические и антисемитские высказывания.
Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. в январе – июле 1940 г. находился в действующей армии в звании рядового, участия в боевых действиях не принимал. После капитуляции Франции в июне 1940 г. активно выступал за сотрудничество с нацистской Германией, из-за чего разорвал отношения с Ш. Моррасом, руководителем газеты L'Action française. С октября 1940 г. в оккупированном Париже, сотрудничал с Ж. Дорио и М. Деа, выступал как идеолог коллаборационизма, сторонник национал-социализма и «нового порядка», критик режима «Виши».
В августе 1944 г. эмигрировал в Германию. 8 мая 1945 г. арестован, 18 ноября 1946 г. приговорён французским судом к смертной казни, заменённой 12 апреля 1947 г. на пожизненное тюремное заключение. Освобождён по помилованию 16 июля 1952 г.
Известность Ребате принесли два произведения. Первое – «Развалины» («Les décombres», 1942; переиздано в 2015) – представляет собой описание жизни автора в 1930-х гг. в форме памфлета против Третьей республики и газеты L'Action française, с издевательским изображением Ш. Морраса и его осуждением как германофоба и «беллициста» (сторонника войны). Темпераментно написанная, изобилующая выпадами расистского характера, книга пользовалась популярностью в оккупированной зоне. Второе произведение – роман «Два знамени» («Les deux étendards», 1952, 2 тома), над которым Ребате работал с 1942 г. В основе сюжета – история духовных и религиозных исканий двух молодых людей, связанных сложными отношениями из-за любви к одной девушке, на фоне панорамы жизни лионской буржуазии в 1920-х гг. Выход романа, названного некоторыми критиками (Б. де Фаллуа, А. Блонден, Дж. Стайнер) «шедевром», несмотря на одиозность автора, сформировал репутацию Ребате как прозаика и содействовал его освобождению из тюрьмы.
Роман «Спелые колосья» («Les épis mûrs», 1954) о музыкантах был лучше принят критикой, но не пользовался успехом у читателей. Романы-памфлеты «Бешеная Марго» («Margot l’enragée», 1954–1955) и «Последняя битва» («La lutte finale», 1960-e гг.) остались неизданными. Не отказавшийся от своих взглядов, Ребате в начале 1970-х гг. подготовил двухтомник «Мемуары фашиста» («Les mémoires d’un fasciste», опубликован в 1976): 1-й том составили книга «Развалины» с исключением наиболее резких антисемитских выпадов и приложенных к 1-му изданию политических статей; во 2-й том вошли очерки о событиях 1941–1947 гг.
Многолетняя деятельность Ребате как музыкального критика увенчалась выходом книги «История музыки» («Une histoire de la musique», 1969), сочетающей широкую эрудицию с пристрастностью характеристик и выводов (превознесение немецкой музыки при недооценке русской и скандинавской, неприятие модерна, отвержение джаза).