Тег

Сценаристы СССР

Сценаристы СССР
Найденo 6 статей
Николай Олейников
ЛитераторыЛитераторы
Олейников Николай Макарович
Оле́йников Никола́й Мака́рович (1898–1937), русский писатель. Примыкал к группе ОБЭРИУ. Редактировал детские журналы «Ёж» (1928–1929), «Чиж» (1934, 1937), «Сверчок» (1937). Публиковался преимущественно как детский писатель: рассказы об Октябрьской революции 1917 г., Гражданской войне 1917–1922 гг. («Первый совет», 1926; «Боевые дни», 1927; «Удивительный праздник», «Танки и санки», оба – 1928) и др. В лирике, в основном распространявшейся в самиздате, продолжал традиции русской пародийно-иронической поэзии 19 – начала 20 вв. (Козьма Прутков, И. П. Мятлев, Д. Д. Минаев, В. С. Курочкин, Саша Чёрный). В духе обэриутов разрабатывал мотивы алогичности и абсурдности бытия; пародировал традиционные литературные жанры: стихи «на случай» («На день рождения Груни», 1928; «Машинистке на приобретение пелеринки», 1929), жестокий романс («Карась», 1927; «Муха», 1934), любовное послание («Наташе», 1929), балладу («Чревоугодие», 1932), произведения самих обэриутов («Таракан», «Из жизни насекомых», оба – 1934). В сатирических стихотворениях высмеивал претенциозность невежества и пошлость обывательских понятий: «Хвала изобретателям» (1932), «Перемена фамилии» (1934). Стилю присущи гротескное смешение различных пластов языка, богатство метафор, обилие алогизмов. Репрессирован; расстрелян; реабилитирован посмертно.
Режиссёры
Протазанов Яков Александрович
Протаза́нов Я́ков Алекса́ндрович (1881–1945), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Один из зачинателей российского кинематографа. В 1911–1918 гг. поставил около 80 фильмов, в том числе картины «русской золотой серии», отличающиеся высокой режиссёрской и операторской культурой, глубоким психологизмом. В 1920–1923 гг. работал в Париже, Берлине. После возвращения поставил фильмы, вошедшие в фонд отечественной классики: «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924), «Белый орёл» с участием В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда (1928), комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах», «Сорок первый» (оба – 1926), «Праздник святого Йоргена» (1930). В картинах Протазанова ярко проявилось мастерство популярных актёров И. И. Мозжухина, В. В. Максимова, И. В. Ильинского, А. П. Кторова, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. Выступал как сценарист.
Яков Протазанов. 1921
Литераторы
Масс Владимир Захарович
Масс Влади́мир Заха́рович (1896–1979), российский драматург, сценарист. В 1921–1923 гг. заведующий литературной частью Мастерской Н. М. Фореггера, написал ряд злободневных пародийных пьес, буффонаду-парад «Хорошее отношение к лошадям», отразившую реалии времён НЭПа. С 1925 г. писал памфлеты и скетчи для театрального коллектива «Синяя блуза». Один из авторов политобозрения «Кукироль» (1925, режиссёр А. Я. Таиров), автор интермедий и песенок к спектаклю «Женитьба Фигаро» (1926, режиссёр К. С. Станиславский), пьесы-обозрения «Музыкальный магазин» (1932, совместно с Н. Р. Эрдманом, постановщик А. Г. Арнольд) для оркестра «Teа-джаз» Л. О. Утёсова и др. Автор сценария кинофильма «Весёлые ребята» (1934, совместно с Эрдманом, режиссёр Г. В. Александров). В 1933 г. арестован, сослан в Тобольск, затем в Тюмень. В 1939–1941 гг. режиссёр и художник Горьковского театра драмы, в 1942–1943 гг. руководил фронтовым театром. С 1943 г. жил в Москве. Совместно с М. А. Червинским писал стихотворные фельетоны для «Крокодила», а также либретто к опереттам «Трембита» (1949) Ю. С. Милютина, «Самое заветное» (1952) В. П. Соловьёва-Седого, «Москва, Черёмушки» (1959) Д. Д. Шостаковича и др.
Литература