Профсоюз транспортных и неквалифицированных рабочих
Профсою́з тра́нспортных и неквалифици́рованных рабо́чих (англ. Transport and General Workers’ Union, TGWU), один из крупнейших профсоюзов в истории Великобритании. Возник в 1922 г. путём слияния 14 тред-юнионов, охватывавших представителей всевозможных профессий, в том числе докеров, грузчиков, различных транспортных и фабричных рабочих. В начале 1920-х гг. профсоюз насчитывал свыше 300 тыс. членов. Его первым генеральным секретарём в 1922–1945 гг. был Э. Бевин (фактически он занимал этот пост до 1940 в связи с назначением на министерскую должность). К концу 1920-х гг. профсоюз включил в свой состав более десятка новых тред-юнионов и продолжил рост. Залогом успешного развития стала открытость профсоюза для широкого круга рабочих, не обладавших специальной квалификацией, которая традиционно ограничивает ряды организации, состоящей из представителей одной узкой специализации. С момента создания профсоюз был активно вовлечён в политику, связан с Лейбористской партией, в ряды которой входил на основе коллективного членства. Профсоюз также входил в Британский конгресс тред-юнионов (БКТ). Руководство и члены профсоюза приветствовали формирование первого (1924) и второго (1929) лейбористских правительств Р. Макдональда. Профсоюз принял активное участие во Всеобщей забастовке 1926 г. в Великобритании, которой руководил БКТ.
В 1930-х гг. Профсоюз транспортных и неквалифицированных рабочих остро реагировал на фашистскую угрозу и обострение международной ситуации, участвовал в антифашистских митингах. Профсоюз поддерживал правительство Народного фронта в годы Гражданской войны в Испании.
В период Второй мировой войны 1939–1945 гг. руководство профсоюза было непосредственно вовлечено в мобилизацию тылового хозяйства и транспорта с целью перевода экономики страны на военные рельсы. Генеральный секретарь профсоюза Э. Бевин был назначен на должность министра труда и национальной повинности в коалиционном правительстве У. Черчилля, включившем представителей Лейбористской партии. В 1942 г. членство в профсоюзе превысило 1 млн человек.
Расцвет Профсоюза транспортных и неквалифицированных рабочих пришёлся на послевоенные десятилетия. Реформы лейбористских правительств К. Эттли (1945–1951) привели к национализации части транспорта, а также способствовали расширению трудовых и социальных прав рабочих. В 1956 г. генеральным секретарём профсоюза был избран левый активист Ф. Казенс. В 1964 г. он был приглашён в правительство на должность министра технологий. В 1966 г. Казенс подал в отставку в знак протеста против законодательного ограничения лейбористским кабинетом Г. Вильсона роста заработной платы с целью сдерживания инфляции. В 1969 г. Профсоюз транспортных и неквалифицированных рабочих, наряду с другими тред-юнионами, выступил против правительственной Белой книги «Вместо раздоров», предлагавшей законодательные меры, затрудняющие забастовочную активность. В результате в июне 1969 г. лейбористское правительство отозвало неугодный профсоюзам законопроект из парламента.
В 1970-х гг. Профсоюз транспортных и неквалифицированных рабочих находился на пике своего могущества, его численность к концу десятилетия превысила 2 млн человек. В 1969–1978 гг. генеральным секретарём профсоюза был Дж. Джонс, которого в ту пору называли одним из самых влиятельных людей Великобритании. Вместе с руководителем Объединённого профсоюза машиностроителей Х. Скэнлоном они составили пару бескомпромиссных борцов за интересы рабочих, названных в прессе «ужасными близнецами» благодаря внешнему сходству. Оба лидера не готовы были идти на серьёзные уступки в сфере трудовых отношений ни консервативному, ни лейбористскому правительству, выступали против законодательного контроля над ростом заработной платы.
С приходом к власти консерваторов во главе с М. Тэтчер влияние профсоюза на протяжении 1980-х гг. постепенно сокращалось. Это было связано как с принятием специальных законов, ограничивавших права тред-юнионов, так и с изменением общей структуры производства, уменьшением значимости промышленных рабочих.
В 1990-х гг. Профсоюз транспортных и неквалифицированных рабочих настойчиво боролся за законодательное установление в стране минимальной заработной платы. Эта цель была достигнута с победой на выборах Лейбористской партии во главе с Т. Блэром в 1997 г. В 1999 г. был установлен минимальный уровень заработной платы (3,6 фунта в час), который в последующие годы был увеличен.
В 2004 г. генеральным секретарём Профсоюза транспортных и неквалифицированных рабочих стал Т. Вудли. На своем посту он выступил на стороне неформального объединения левых профсоюзных руководителей, возникшего в начале 21 в. и названного в британской прессе «неудобной группой» (Awkward squad). Эта «группа» обвиняла команду «новых лейбористов» во главе с Т. Блэром в чрезмерном сближении с представителями бизнеса, работодателями, пренебрежении интересами традиционной промышленности и стремлении дистанцироваться от профсоюзов, которые на протяжении 20 в. оказывали Лейбористской партии значительную финансовую поддержку за счёт взносов в её казну. Несмотря на критику «новых лейбористов», профсоюз всё равно продолжал поддерживать Лейбористскую партию на последующих выборах.
В 2007 г. произошло слияние Профсоюза транспортных и неквалифицированных рабочих с другим мощным профсоюзным объединением – «Амикус» (Amicus), созданным в 2001 г. на базе Объединённого профсоюза инженеров и электриков, а также профсоюза, включающего работников научного производства и финансов. Новый профсоюз стал на момент создания самым крупным в стране и был назван «Юнайт» (Unite). Он объединил около 1,5 млн человек.