Президенциализм
Президенциали́зм, форма республиканского правления, для которой характерна сильная власть президента и его доминирующее положение в системе сдержек и противовесов. Президент при данной форме правления может возглавлять исполнительную власть как формально, совмещая должность президента (главы государства) и председателя правительства, так и неформально, влияя на неё посредством широких полномочий, в том числе используя право отправлять правительство в отставку.
Дополнительным инструментом влияния президента на другие политические институты является право издавать указы или распоряжения, имеющие директивный характер, что придаёт им особый правовой статус, т. к. они дополняют отдельные нормативно-правовые акты, принятые законодательной властью. В разных политических системах директивные акты (указы и распоряжения) президента могут называться постановлениями, декретами, меморандумами, прокламациями, ордонансами и т. д. Право издавать собственные акты позволяет президенту без согласования с парламентом или напрямую влиять либо на юридическое толкование уже принятых законов, либо заполнять юридические лакуны, когда, например, партийные фракции не могут принять большинством какой-либо закон из-за разногласий. Президентские акты могут быть отменены либо судом, либо парламентским большинством. Исторически президенциализм возник в качестве альтернативы монархии и парламентаризму.
Разграничение президенциализма и других политических режимов
Часто термин «президенциализм» используется в качестве синонима термина «президентская республика». Однако его черты можно встретить и в президентско-парламентских, и парламентско-президентских республиках. С одной стороны, не все исследователи склонны употреблять термин «президенциализм» для характеристики политической системы, в которой у главы государства неограниченная власть. Политологи разграничивают собственно президенциализм и то, что им не является: абсолютные монархии, султанаты, военные диктатуры, а также республики, в которых власть передаётся по наследству. Президенциализм нельзя рассматривать применительно к недемократическим режимам, поскольку президенциализм является демократической формой правления, несмотря на широкие полномочия у президента, т. к. периодически через институт выборов (прямых или косвенных), происходит смена президента и государственного аппарата. С другой стороны, понятие «президенциализм» используется в журналистике и научно-популярной литературе с негативной окраской для характеристики любой республиканской формы правления, в которой президент имеет настолько широкие полномочия, что не существует других политических институтов, ограничивающих его власть и возможность единолично принимать политические решения. Для характеристики последних режимов скорее подходит термин «суперпрезидентская республика», отделяющий собственно президенциализм как демократическую форму правления от недемократических республиканских форм правления, в которых президент занимает доминирующее положение. Таким образом, для президенциализма как демократической формы правления характерна рационально-правовая легитимность, основанная на всенародных выборах и функционирующих законах и институтах.
Для характеристики суперпрезидентских республик, которые относят к недемократическим режимам, предложен термин «коронный президенциализм» (crown-presidentialism). «Коронный президенциализм» предполагает, что президент может независимо от других ветвей власти формировать правительство. Также, несмотря на то что президент является главой исполнительной власти, он контролирует законодательную и судебную власти, что делает его положение доминирующим, при этом он остаётся в формально демократических рамках. Данный подвид президенциализма может встречаться как в президентских, так и президентско-парламентских и парламентско-президентских республиках.
Характеристика президенциализма
Президенциализм предполагает, что исполнительная и законодательная власть избираются независимо друг от друга, чтобы гарантировать невмешательство одной ветви власти в другую. В такой ситуации парламент не влияет на избрание президента, как в парламентских республиках, где парламент в подавляющем большинстве случаев назначает президента. В президентских республиках президент не может распустить парламент, что делает последний независимым. Основной зоной взаимодействия президента и парламента становятся законопроекты, одобренные парламентом и переданные президенту на подписание. В случае если президент и парламентское большинство представляют разные политические партии, это может, например, осложнить обсуждение и принятие государственного бюджета, разработанного правительством под руководством президента. Тогда президент вынужден пойти на компромиссы, чтобы принять государственный бюджет. В остальных случаях президент не нуждается в постоянной поддержке парламента, т. к. имеет право издавать собственные указы, имеющие юридическую силу. Однако если президент начнёт массово издавать указы, это может привести к конфликтам с парламентским большинством, что поставит под сомнение всю законодательную ветвь власти.
Президенту не требуется проводить консультаций с парламентом, в которых могут появиться потенциальные конфликтные вопросы, т. к. в рамках исполнительной власти он единолично принимает политические решения. Итало-американский политолог Дж. Сартори выделяет 2 критерия, с помощью которых можно определить президентскую систему (президенциализм). Первым критерием он называет проведение выборов: это должны быть «прямые или подобные прямым всенародные выборы главы государства на фиксированный промежуток времени» (Sartori. 1994. P. 83). Второй критерий определяет взаимоотношения президента и правительства: «...в президентских системах правительство, или исполнительный орган, не назначается и не распускается посредством парламентского голосования» (Sartori. 1994. P. 84).
Президенциализм в президентско-парламентских и парламентско-президентских республиках функционируют иначе, т. к. исполнительная власть становится дуальной: она закреплена и за президентом, и за председателем правительства. Президент избирается на всенародных выборах, а председатель правительства либо назначается президентом по согласованию с парламентом, либо предлагается парламентом президенту для формального назначения, либо назначается парламентом. Таким образом, правительство более зависимо от парламента и парламентского большинства, чем от президента, который может при этом сохранять довольно широкие полномочия. Например, во Франции, несмотря на то что президент имеет право самостоятельно назначать председателя правительства без внесения его кандидатуры на обсуждение в парламент, премьер-министр традиционно назначается из депутатов той политической партии, которая набрала большинство мест на прошедших парламентских выборах. Парламент, в свою очередь, обладает правом вынести вотум недоверия правительству.
Опасности президенциализма
Для президенциализма характерно позиционирование президента в центре политической системы, он принимает политические решение и несёт персональную ответственность за них. В латиноамериканских и африканских государствах, в которых установлен т. н. квазипрезиденциализм, вокруг президента складывается ореол исключительности и избранности, часто это присутствует в риторике популистских режимов. Американский политолог Х. Линц в 1990 г. опубликовал статью под названием «Опасности президентства», в которой предупреждал об опасностях президенциализма: президенциализм может приводить к персонализации власти. В президенциализме наблюдается тенденция постепенного, медленного увеличения полномочий президента, во многом это совпадает с общественными ожиданиями. Это означает не персонализм власти, но влиятельность самой президентской должности.