Правовая оговорка
Правова́я огово́рка, дополнительное замечание, частично изменяющее содержание или объём действия нормы права.
«Оговорка» в русском языке имеет два значения: дополнительное замечание, содержащее разъяснение, поправку, ограничение; и слово, фраза, по ошибке, нечаянно сказанные вместо других, нужных (Словарь русского языка. 1986. С. 586). В юридическом языке данное слово чаще используется в первом значении (в словосочетании «правовая оговорка»).
Существуют разные виды оговорок: clausula rebus sic stantibus (договор сохраняет силу, если не изменятся обстоятельства, при которых он заключён), медиативная оговорка, третейская оговорка, арбитражная оговорка, индексная оговорка и др.
Правовые оговорки объективируются в форме дополнительных замечаний, содержащих условия, разъяснения, ограничения, исключения. Они частично изменяют содержание или объём действия норм права, являются формой согласования противоречивых интересов различных субъектов (прежде всего в процессе правотворческой деятельности, заключения международных договоров). Правовые оговорки создают новые правовые режимы и порождают юридические последствия.
Существование правовых оговорок является свидетельством сложности правового регулирования общественных отношений. Разноплановость общественных связей в определённых случаях требует гибких средств правового воздействия, одними из которых как раз и являются правовые оговорки.
Основа современного правового режима оговорок заложена в трёх международных конвенциях: Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.; Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г.
В ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров понятие «оговорка» определяется как «одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определённых положений договора в их применении к данному государству». Очевидно, что в международных договорах часто участвует большое количество государств, интересы которых далеко не всегда совпадают.
Интересно, что СССР при присоединении в 1986 г. к Венской конвенции о праве международных договоров допустил несколько оговорок, в том числе: «Союз Советских Социалистических республик будет считать для себя необязательными положения п. 3 ст. 20 и п. «b» ст. 45 Венской конвенции о праве международных договоров, поскольку они противоречат сложившейся международной практике» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1986 № 4407-XI «О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Венской конвенции о праве международных договоров»).
В настоящее время в ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» закреплено, что «при подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров Российской Федерации или присоединении к договорам могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права». Так, например, при присоединении Российской Федерации в 2002 г. к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. был допущен целый ряд оговорок, которые отражены в Заявлении о применении определённых оговорок в отношении отдельных положений данной Международной конвенции. В Заявлении указано, что «Российская Федерация:
1) в соответствии с п. 3 ст. 5 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (далее – Конвенция) не будет применять критерий записи, предусмотренный в подпункте (b) п. 1 ст. 5 Конвенции;
2) в соответствии с п. 2 ст. 6 Конвенции будет обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом Договаривающемся государстве и передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в том же Договаривающемся государстве» и др. (Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 № 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций»).
Формулирование оговорки к договору в международном праве является суверенным правом каждого договаривающегося государства, которое не требует принятия или согласия со стороны других государств. Тем не менее при осуществлении данного права есть некоторые ограничения. Так, не разрешаются оговорки, в случаях если:
они запрещены самим договором;
договор разрешает лишь определённые оговорки, в число которых данная оговорка не входит;
оговорка несовместима с объектом и целями договора.
Правовые оговорки используются не только в источниках международного, но и внутригосударственного права. В частности, оговорки, применяемые в российских нормативных правовых актах, традиционно выражаются с помощью слов «кроме», «если», словосочетаний «кроме случаев», «за исключением», «за исключением случаев» и др. Они могут выступать как достаточно эффективное средство юридической техники, как своеобразный способ закрепления каких-либо ограничений или исключений из существующих правил.
К примеру, в ч. 2 ст. 406.1 Гражданского кодекса РФ закреплено, что «суд не может уменьшить размер возмещения потерь, предусмотренных настоящей статьёй, за исключением случаев, если доказано, что сторона умышленно содействовала увеличению размера потерь». В ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержится положение, в соответствии с которым «право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке)».
Оговорки присутствуют даже в названиях некоторых правовых актов: постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1845 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)» и др.
Правовые оговорки должны использоваться «точечно», там, где это действительно возможно и необходимо. Прежде всего, для формирования отдельной (особенной) позиции государства в международно-правовых договорах либо определения каких-либо условий, ограничений или исключений из существующих правил во внутригосударственных нормативных правовых актах.