Музыка венецианских приютов
Музыка венецианских приютов. В 18 в. в Венецию съезжались путешественники со всего мира, чтобы послушать, как поют и играют на музыкальных инструментах воспитанницы приютов (ospedali grandi): Приюта нищих (Ospedale dei Mendicanti), Приюта милосердия (Ospedale della Pietà), Малого приюта святых Иоанна и Павла (Ospedaletto a S. Giovanni e Paolo; он же Приют беспризорных, Ospedale dei Poveri Derelitti) и Приюта неисцелимых (Ospedale degli Incurabili). Благодаря тому, что Венецианская республика сохраняла независимость от Рима, Венеция была исключительным местом в Европе, где можно было услышать женское музицирование в церкви: несмотря на известный церковный запрет, девушки участвовали в богослужениях в приютских церквях (Baldauf-Berdes J. L. Women musicians of Venice. Oxford, 1996. P. 3).
Поющие и играющие воспитанницы приютов назывались «figlie di coro» (итал. figlie – дочери; под «coro» подразумевался музыкальный ансамбль целиком – как вокалисты, так и инструменталисты). В отличие от обычных жительниц приютов (figlie di comun), к музицирующим воспитанницам относились как к элите и часто освобождали от обязательных работ, например плетения кружев.
Музыкальные занятия в венецианских приютах изначально вели священнослужители; с 1630-х гг. приюты стали нанимать профессиональных музыкантов (Baldauf-Berdes J. L. Women musicians of Venice. P. 185). Наиболее способных девушек обучал капельмейстер (maestro di coro), а также приглашённые учителя пения и игры на музыкальных инструментах, а эти девушки, в свою очередь, обучали остальных.
Несмотря на то что венецианские приюты иногда называли консерваториями (по аналогии с неаполитанскими учебными заведениями), обучение музыке не было их конечной целью: выступления figlie di coro поднимали престиж заведения и способствовали привлечению пожертвований (Talbot M. The Vivaldi compendium. Woodbridge, 2011. P. 134). Если же воспитанницы выходили замуж и покидали приют, им было запрещено давать публичные концерты; в противном случае они должны были вернуть выданное им внушительное приданое (Барбье П. Венеция Вивальди: музыка и праздники эпохи барокко. Санкт-Петербург, 2009. С. 103).
Особую славу приюты снискали в последней четверти 17 – 18 вв. Об их популярности свидетельствует тот факт, что торжественные мессы и большие праздничные службы назначались в четырёх приютах в разные дни месяца, чтобы избежать совпадений по времени (Барбье П. Венеция Вивальди ... С. 97–98).
Во время выступлений воспитанницы были частично скрыты от глаз присутствующих: хоры, на которых находились певчие, были загорожены решётками. Рассмотреть исполнительниц на музыкальных инструментах порой также было непросто: например, в церкви Оспедалетто (построена в 1575) их размещали в двух зарешёченных нишах, находившихся по обе стороны от дарохранительницы. Figlie di coro были одеты в белые платья, их голоса доносились сверху, и современники часто называли их пение «ангельским».
Исполнительниц нередко сравнивали с оперными певицами и выдающимися инструменталистами-виртуозами. Например, по мнению Ч. Бёрни, все девушки из Приюта неисцелимых, которых он слышал в 1770 г. во время вечерни, «вызвали бы восхищение в первых операх Европы» (Burney C. The present state of music in France and Italy: or, the journal of a tour through those countries, undertaken to collect materials for a general history of music. London, 1773. P. 176).
Основу репертуара венецианских капелл составляли сочинения композиторов, работавших в приютах; среди них: А. Лотти, А. Вивальди, И. А. Хассе, Б. Галуппи, Д. Чимароза. Figlie di coro исполняли как их духовные вокальные сочинения, так и инструментальную музыку. Весьма плодотворной для создания инструментальных композиций была обстановка в Приюте милосердия; в обширную коллекцию музыкальных инструментов входили в том числе шалюмо, псалтерий, виоль д’амур, один из ранних образцов кларнета (in C) и такие редкости, как например, violino in tromba marina (скрипка, подражающая трумшайту).
Многие сочинения А. Вивальди с участием редких инструментов были написаны именно для воспитанниц Приюта милосердия, которые, как утверждал Ш. де Бросс, играют «...на органах, на гобоях, на виолончелях, на фаготах, – словом, даже самому большому инструменту их не испугать» (Brosses C. de. Le président de Brosses en Italie: lettres familières écrites d'Italie en 1739 et 1740. T. 1. Paris, 1858. P. 215).
Музыкальная деятельность приютов прекратилась к началу 19 в. из-за финансового кризиса, лишь в Приюте милосердия концерты продолжались до конца 1830-х гг.