Понятие «хронотоп» в антропологии
Понятие «хронотоп» в антропологии. Понятие хронотопа как единства времени и пространства, создающего особую логику в ритуалах и представлениях, встречается в исследованиях мифологии. Антрополог-религиовед М. Элиаде (Элиаде М. Аспекты мифа. Москва, 2005) выделяет особую связь времени и пространства, характерную для «времени сновидений» или «времени оного». Антрополог-индеанист Н. Шаньон (Chagnon N. A. Yanomamö. San Diego, 1992) отмечает, что в мировоззрении индейцев яномама прошлое выступает как верхнее пространство, а будущее как нижнее. Мир представляется им как четыре уровня одного и того же пространства, причём предметы и живые существа постоянно опускаются. Таким образом, взлетев на самолете, можно попасть в мир прошлого. Однако сам термин «хронотоп» этими антропологами не используется.
Термин «хронотоп» появляется в антропологических исследованиях в конце 2000-х гг. и связан с так называемым историческим поворотом в этой науке. Хронотоп выступает как конкретная ситуация, которая определяет субъективное видение истории, включает определённых действующих лиц, определённые правила оценки и ценности.
Одной из первых понятие «хронотоп» использует антрополог А. Лемон (Lemon A. Sympathy for the Weary State? : Cold War Chronotopes and Moscow Others // Comparative Studies in Society and History. 2009. Vol. 51. № 4. P. 832–864). Она критикует «холистическое» (обобщающее, недетализированное) научное представление о социалистическом и западном взглядах на мир. Обобщающему представлению она противопоставляет хронотопы конкретных ситуаций в определённом времени и пространстве. Именно эти частные ситуации в большей степени, а не общие идеологемы делают возможными определённые высказывания, суждения, формы поведения. Хронотоп в её работе выступает как особая, имеющая свою логику единица множественной реальности. Из таких единиц строятся «большие картины» социализма, тоталитаризма, «холодной войны». Так, «директор школы» (женщина) как воплощение советского и тоталитарного («каждое утро без исключения стоит и проверяет сменную обувь») противопоставляется самой себе в другой ситуации, когда она с грустью поёт песню «Огней так много золотых». Возникает контраст между этим образом и воплощением «тоталитарности», «советскости» в отдельно взятом человеке.
С точки зрения американского антрополога К. Виртц (Wirtz K. The Living, the Dead, and the Immanent : Dialogue across Chronotopes // HAU: Journal of Ethnographic Theory. 2016. Vol. 6. № 1. P. 343–369), «хронотопический подход» должен стать основой «антропологии истории». Её понимание хронотопа включает онтологические культурные особенности и наличие различных перспектив определённой ситуации. В её исследовании хронотоп кубинских певцов характеризуется постоянным присутствием в нём святых и умерших. Это частное видение мира вступает в диалог с «научным» видением истории самой исследовательницы, для которой духов святых и предков нет. Виртц высказывает мысль, что подлинная общая, не евроцентричная история может быть только результатом диалога хронотопов различных культур.