Яномама
Янома́ма (португ. yanomami, исп. yanomamí; яномам, яномаме, яномами, яномае, яноама, гуаика, саматари, саматали, шаматари, кобали, кобари; самоназвание – яномами тоэпоэ, буквально – человеческие существа), группа индейских народов в Южной Америке.
Живут на плоскогорьях в верховьях рек Парагуа, Каура, Ориноко, Урарикуэра и левых притоков Риу-Негру на юге Венесуэлы (юг штата Амасонас и юго-запад штата Боливар) и севере Бразилии (север штата Амазонас и север штата Рорайма). Говорят на яномамских языках, письменности на основе латинской графики. Распространены также испанский и португальский языки. В основном сохраняют традиционные верования, около 20% – христиане (в том числе протестанты около 9%).
Включают:
собственно яномама (гуаарибо, параури, сурара, шурима) – в районе Серра-Имери, Серра-Тапирапеку и Серра-Парима, в верховьях рек Ориноко, Сьяпа, Ятуа (Венесуэла – 9,5 тыс. человек, 2011, перепись), Марауя, Риу-Прету, Падауйри и на правобережье Урарикуэры (Бразилия – 26,8 тыс. человек, 2019, оценка SESAI);
санума (санема, санима, тсанума, чиричано) – к северу от Серра-Парима (1,4 тыс. в Венесуэле и 2,3 тыс. человек в Бразилии – 2010, перепись);
нинам (янам, явапери, явари, кричана, касрапаи, касапаре) – в верховьях Парагуа (Венесуэла – 0,4 тыс. человек) и по реке Урарикапара (Бразилия – 0,7 тыс. человек, 2010, перепись);
яроамоэ (жавари, явари) в Бразилии (0,4 тыс. человек, 2010, перепись).
Первоначально жили в горах Серра-Парима и верховьях Ориноко, откуда расселялись с 19 в. Первые контакты с пришлым населением в Бразилии с 1-й половины 20 в., в Венесуэле – с начала 1950-х гг., постоянные – с 1960-х гг. Сохраняются общины, не имеющие прямых контактов с неиндейским населением.
Традиционная культура яномама типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются подсечно-огневым земледелием (кукуруза, ананасы, бананы, персиковая пальма; у соседних народов переняли культуру и обработку горького маниока), охотой (с помощью луков и стрел и ружей), рыболовством (в том числе с использованием растительного яда), собирательством. Развито плетение (корзины, гамаки), ранее – изготовление лодок из коры.
Поселение – кольцевой одно- или двускатный навес (шабоно, шапоно), окружающий центральную площадь, предназначено для родовой общины (до 300 человек); известны круглый (верховья Ориноко и бассейн реки Парима) или прямоугольный (Ориноко и Окамо) большой дом с плетёными стенами, обмазанными глиной, и крышей из пальмовых листьев, открытые навесы. Поселения управляются вождями (тушауа), отстоят друг от друга на несколько километров. Были воинственны; конфликты между группами происходили чаще всего из-за кражи женщин. Практиковалась полигиния. Счёт родства патрилинейный или билинейный.
Одежда у мужчин – шнур вокруг пояса, у женщин – передник; распространены украшения из птичьих перьев, раскраска лица и тела. В период созревания плодов персиковой пальмы, бананов устраивают праздники плодородия.
У яномама развит шаманизм. В ритуалах используют галлюциногенные средства из смолы или камбия виролы либо семян анаденантеры (семейство бобовых) – йопо, табак (свёрнутые листья закладывают за нижнюю губу). Местами сохраняется эндоканнибализм.
Существует богатая мифология: сюжеты о происхождении яномама из лунной крови (в Венесуэле) или от союза демиурга Омамы и дочери речного чудовища (в Бразилии), о браке земного юноши и девушки-звезды, о многоуровневом устройстве мира и др.
Всемирно известен вождь яномама и борец за их права Дэви Копенава.