Людовик I (король Баварии)
Людо́вик I (Людвиг I Баварский; Ludwig I. von Bayern) (25.8.1786, Страсбург – 29.2.1868, Ницца), 2-й король Баварии из династии Виттельсбахов. Сын курфюрста (с 1806 короля) Баварии Максимилиана I, отец короля Баварии Максимилиана II и короля Греции Оттона I.
Родился при квартире королевского эльзасского полка, которым командовал его отец. В 1789 г. вместе с семьёй покинул охваченный революцией Страсбург и переехал в Мангейм, затем в Дармштадт и, наконец, в Мюнхен. С юности увлекался искусством, в особенности античным. В 1799 г. стал курпринцем. Изучал древнюю историю и западноевропейскую литературу в университетах Ландсхута и Гёттингена (1803–1804), несколько раз посещал Италию и Испанию (1804–1805). Во время Наполеоновских войн в 1806–1809 гг. нёс военную службу, командовал 2-й баварской дивизией в составе Великой армии. В 1806 г. после провозглашения Баварии королевством получил титул кронпринца. В 1810 г. женился на тюрингской принцессе Терезе Саксен-Хильдбургхаузенской (1792–1854), в браке родилось 9 детей.
Один из наиболее активных сторонников разрыва Баварии с Наполеоном, под влиянием патриотических настроений поддерживал лозунги и требования объединения Германии, выдвигаемые Тугендбундом. На Венском конгрессе 1814–1815 гг. колебался между поддержкой объединения Германии по прусскому проекту и принципом сохранения суверенитета Баварии, который отстаивали его отец и глава правительства граф М. фон Монжелас (1759–1838). В 1815–1818 гг. принимал активное участие в разработке проекта новой баварской конституции. Стремясь к защите баварского конституционного права от внешних вмешательств со стороны сейма Германского союза, Людовик в 1819 г. добился признания верховенства баварских законов над Карлсбадскими соглашениями.
Вступил на престол 13 октября 1825 г. в возрасте 39 лет. Во внутренней политике правление Людовика I характеризовалось постепенным переходом короля к консерватизму, отсутствием назревших политических реформ и усилением конфликта между консервативным королевским кабинетом и либеральной оппозицией в ландтаге. Под влиянием революций 1830–1831 гг. во Франции и Бельгии Людовик I, опасаясь распространения революционных идей в своём королевстве, одобрил реакционный курс министра внутренних дел Л. цу Эттинген-Валлерстайна. В ответ на Гамбахский праздник 1832 г., состоявшийся в Баварском Пфальце и сопровождавшийся политическими лозунгами, Людовик также поддержал репрессивные законы Германского союза, принятые в 1832–1834 гг. В ходе преследований либеральной и демократической оппозиции несколько баварских членов студенческих союзов – буршеншафтов – были приговорены к смертной казни; ряд профессоров Вюрцбургского университета уволены за либеральную агитацию. При Людовике I в Баварии укрепилось положение католической церкви (особенно в государственной сфере), участились случаи ущемления прав протестантов, особенно после назначения в 1837 г. на пост министра иностранных дел К. фон Абеля, открыто симпатизировавшего католической церкви.
Правление Людовика I ознаменовалось стремительным экономическим развитием. В 1828 г. Бавария и Вюртемберг создали региональный таможенный союз, в 1834 г. Бавария вступила в общегерманский Таможенный союз. В 1834–1835 гг. в королевстве была построена первая в Германии железная дорога (Людвигсбан), соединившая города Нюрнберг и Фюрт. В 1836–1845 гг. также построен судоходный канал, соединяющий реки Дунай и Майн (Людвигсканал).
Во внешней политике Людовика I центральное место занимала греческая война за независимость 1821–1829 гг. Людовик I поддерживал греческих повстанцев и оказывал им существенную финансовую помощь. Итогом его дипломатической активности стало вступление его сына Оттона Баварского на греческий престол в 1832 г.
Поздний период правления Людовика I был осложнён отношениями короля с ирландской танцовщицей-авантюристкой Лолой Монтес (настоящее имя – Элизабет Гилберт). Получив дворянский титул и содержание за счёт казны, Монтес, имевшая огромное влияние на короля, стала объектом ненависти двора и всего баварского общества.
В 1848 г. с началом революции в Мюнхене Людовик I рассчитывал ограничиться сменой кабинета. Однако сохранение Лолой Монтес прежнего положения при дворе усилило общественное недовольство, Мюнхен начал покрываться баррикадами. Лола Монтес тайно бежала из города и вскоре эмигрировала в Америку. Под угрозой полномасштабного городского восстания Людовик I согласился передать корону своему сыну Максимилиану и 20 марта 1848 г. отрёкся от престола.
После отречения Людовик продолжал жить в Мюнхене, оказывал определённое влияние на государственную жизнь, выступал в качестве неофициального советника и воспитателя своего внука, будущего короля Баварии Людовика II, о котором одобрительно отзывался как о своём истинном наследнике.
В годы правления Людовика I доминирующим стилем в культуре и искусстве Баварии стал античный, чему в огромной степени способствовала любовь к Греции (филэллинизм) короля. Ещё в 1816–1830 гг. по заказу Людовика I в Мюнхене было построено здание глиптотеки – собрания греческих и римских скульптур и фрагментов архитектурных памятников. Главный архитектор периода правления Людовика, Л. фон Кленце, основатель «мюнхенского классицизма», активно внедрял неоклассический греческий стиль в архитектуре Мюнхена и других городов Баварии. Под его руководством в королевстве было построено несколько памятников в греческо-римском стиле. Одним из крупнейших стала «Вальхалла» – Зал славы и галерея бюстов выдающихся представителей немецкого народа, выстроенный по образу афинского Парфенона на левом берегу Дуная недалеко от Регенсбурга. Другим значительным сооружением этого периода стал Фельдхеррнхалле («Зал полководцев») – памятник военной доблести Баварии, украшенный статуями баварских полководцев Тридцатилетней (И. Ц. фон Тилли) и Наполеоновских (фельдмаршал К. Ф. фон Вреде) войн.
При Людовике I также вошло в традицию широкое отмечание праздника Октоберфест. Первый Октоберфест был организован и проведён в Мюнхене в 1810 г. по случаю свадьбы Людовика I. Местом праздника было выбрано поле на юге Мюнхена, названное в честь супруги будущего короля «лугом Терезы» (Терезиенвизе). На этом поле по её инициативе стали проводиться конные заезды, смотры и кавалерийские парады. С тех пор именно на этом поле традиционно проводится Октоберфест, а в 1843–1850 гг. на нём была установлена монументальная аллегорическая скульптурная композиция «Бавария». Ещё одним символом искусства эпохи Людовика I является «галерея красавиц» – серия портретов самых красивых, по мнению короля, женщин Баварии, Германии и Европы, – размещённая в королевском дворце Нимфенбург в Мюнхене.