Пиароа
Пиаро́а (исп. piaroa; самоназвания: вотуа, буквально – мирные люди; де арува, буквально – хозяева леса), индейский народ на западе Венесуэлы.
Живут на западе Гвианского плоскогорья, на правобережье среднего Ориноко, в бассейнах рек Паргуаса, Аутана, Сипапо, Куао, Гуаяпо, Манапьяре (северо-запад штата Амасонас и запад штата Боливар); подгруппа мако (итото) – в среднем течении реки Вентуари. Численность 19,3 тыс. человек (2011, перепись). Около 1,2 тыс. человек (2018, перепись) населяют также восток Колумбии (междуречье низовий Вичады и Гуавьяре на востоке департамента Вичада). Говорят на языке пиароа семьи салива, письменность на основе латинской графики. Распространён также испанский язык. Около 20 % – христиане (из них около 90 % католики, около 10 % протестанты), сохраняются традиционные верования.
Контакты с испанскими миссионерами начались в 1-й трети 18 в. С 1930-х гг. среди пиароа работали американские протестантские миссионеры (миссия «Новые племена»). С конца 20 в. значительная часть пиароа переселилась в построенные для них посёлки на Ориноко и Вентуари и в города (Пуэрто-Аякучо, Сан-Хуан-де-Манапьяре, Сан-Фернандо-де-Атабапо). Действуют общественно-политические организации пиароа. Общины в верховьях Куао, Сипапо и Паргуасы сохраняют замкнутый образ жизни.
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Основные занятия – подсечно-огневое земледелие (горький маниок, кукуруза, сахарный тростник, папайя, ананасы, бананы, табак, хлопок), охота (со стрелометательной трубкой и отравленными стрелами), рыболовство (с использованием сетей, яда, ловушек), собирательство (личинки, пауки). Делают лодки-долблёнки. Из ремёсел развиты плетение (корзины, прессы для отжима горького маниока), гончарство (сохраняется в верховьях реки Куао), изготовление деревянных скамей.
Традиционное жилище (итсо'де, учоде) – куполообразное заострённое сверху строение, предназначалось для большой семьи. Поселение составляли 1–3 итсо'де. Одежда – набедренная повязка, головные уборы из перьев, ожерелья из семян и клыков животных. Практиковали раскраску лица и тела (в том числе с помощью деревянных пинтадеров).
Основная религиозная церемония (вариме) проводится 1 раз в 3 года; сопровождается танцами в расписных глиняных масках (вне ритуала хранящихся в священной хижине, их запрещено видеть женщинам), костюмах из тапы и пальмовых листьев. Пиароа поклоняются горам («тепуи» на языке карибского народа пемон – дом духов), из них главная – тепуи Аутана (Дау-тана), почитаемая как остаток древа жизни, от листьев которого произошли мужчины и промысловые животные. Основной миф – о сотворении мира культурными героями, близнецами Буока и Вахари. Мифологическими первопредками также считаются дикие свиньи. Развит шаманизм; шаманы используют галлюциногенный порошок йопо (из семян анаденантеры иноземной, Anadenanthera peregrina, семейства бобовых), табак. Умерших обёртывали в кору, хоронили в пещерах в горах. До 1980-х гг. практиковались мужские и женские инициации, во время которых мальчики и девочки подвергались испытанию укусами муравьёв.
Традиционные музыкальные инструменты – флейты (в том числе носовые), погремушки из бутылочной тыквы, идиофон из панциря черепахи. Существует традиционная игра с летающим диском, который удерживают в воздухе, отбивая ладонями.