Олссон Стеллан
О́лссон Сте́ллан (Stellan Ohlsson) (род. 1936), шведский и американский ученый-психолог, специализирующийся на когнитивных науках. «Я учёный-когнитивист, специализирующийся на немонотонном приобретении сложных декларативных и практических знаний», – говорит сам о себе Олссон. Его научные интересы связаны с когнитивной психологией (с особым акцентом на приобретение сложных знаний), с компьютерным моделированием, анализом экспериментальных протоколов, а также образовательными и технологическими приложениями когнитивных теорий. Олссон принадлежит к учёным-психологам, которые целенаправленно пытаются решить проблему инсайта в классическом виде, а именно – в качестве этапа в процессе решения задач (Ohlsson. 1984; Ohlsson. 2011; Спиридонов. 2019).
Получил степень доктора философии по психологии в Стокгольмском университете. Занимал должности научного сотрудника в Институте робототехники Университета Карнеги – Меллона и старшего научного сотрудника в Центре исследований и разработок в области обучения в Университете Питтсбурга. Его работа была поддержана Управлением военно-морских исследований, Национальным научным фондом и другими организациями. С 1996 г. является профессором психологии и адъюнкт-профессором компьютерных наук в Иллинойсском университете в Чикаго.
Олссон – автор многих публикаций по теории инсайта, психологическим механизмам научения, вычислительным моделям познания, приобретению навыков, разработке учебного программного обеспечения и другим темам в области психологии познания и психологии решения задач.
Живёт в центре Чикаго с женой Элейн К. Олссон. Интересуется эволюционной биологией, историей Второй мировой войны. Увлекается пешим туризмом, подводным плаванием и путешествиями.