Леопарди Джакомо
Леопа́рди Джа́комо (Giacomo Leopardi) (29.6.1798, Реканати, область Марке – 14.6.1837, Неаполь), итальянский поэт. Из аристократической семьи. Самостоятельно изучил латынь, древнееврейский, испанский, английский и французский языки, занимался филологическими и историческими штудиями. С 1825 г. скитался по Италии (Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Рим) в поисках заработка; с 1833 г. жил в Неаполе у писателя Антонио Раньери (1806–1888).
Сочинял стихи с 1809 г. (сонет «Смерть Гектора» , «La morte di Ettore»); написал две трагедии: «Индийская добродетель» («La virtù indiana», 1811) и «Помпей в Египте» («Pompeo in Egitto», 1812) и ряд сочинений эрудитского и филологического характера (1813–1817). Осуществил перевод греческой ироикомической поэмы «Война мышей и лягушек» («Guerra de’ topi e delle rane», 1816); на её основе позднее создал героико-сатирическую поэму в октавах «Паралипомены Войны мышей и лягушек» («Paralipomeni alla Batracomiomachia», после 1831, опубликована в 1842), в иносказательной форме выразившую разочарование Дж. Леопарди в национально-освободительном движении в Италии.
Печатался с 1816 г. [эссе «О славе Горация у древних», «Della fama di Orazio presso gli antichi»). В 1818 г. написал две канцоны патриотического содержания [«К Италии» («All’Italia») и «К памятнику Данте» («Sopra il monumento di Dante»)], которыми Дж. Леопарди открывал затем все подготовленные им поэтические сборники [«Канцоны» («Canzoni», 1824), «Стихотворения» («Versi», 1826), «Песни» («Canti», 1831, 2 ed. 1834)], а также вошедшую в свод «Песен» элегию в терцинах «Первая любовь» («Il primo amore»). В поэзии Леопарди следование жанровым и метрическим традициям национальной лирики сочетается со смелым экспериментированием: написанная 12-сложным белым стихом идиллия «Бесконечность» («L’Infinito», около 1819) и др.
Характерное для ранней поэзии Дж. Леопарди критическое восприятие современности и созвучные «мировой скорби» Дж. Байрона пессимистические раздумья о недостижимости счастья и иллюзорности любви в его зрелом творчестве перерастают в рефлексию об изначальной несправедливости мироустройства: идиллии и канцоны «Сон» («Il Sogno», 1820), «Последняя песнь Сафо» («Ultimo canto di Saffo», 1822), «К моей донне» («Alla sua donna», 1823), «Ночная песнь пастуха, кочующего в Азии» («Canto notturno del pastore errante dell’Asia», 1830), «Любовь и Смерть» («Amore e Morte», 1833), «К самому себе» («A se stesso», 1833), «Дрок» («La Ginestra», 1836). Последним стихотворением Леопарди считается «Закат луны» («Il Tramonto della luna», 1836).
Эстетические воззрения Дж. Леопарди отражены в «Рассуждении итальянца о романтической поэзии» («Discorso di un italiano intorno alla poesia romantica», 1818, опубликовано в 1906), а также в «Дневнике размышлений» («Zibaldone di pensieri», 1817–1832, опубликован в 1898–1900) и «Мыслях» («Pensieri», после 1832, опубликованы в 1845), где философская, этическая и эстетическая рефлексия подчинена прихотливо возникающим ассоциациям и образам.
Автор цикла «Нравственные очерки» («Operette morali», 1824–1834, опубликован в 1827–1845), состоящего из разножанровых прозаических фрагментов (преимущественно диалогического характера), в ироническом или сатирическом ключе трактующих современные Дж. Леопарди рационалистические теории культурного, социального, научно-технического и нравственного прогресса; в тематическом плане к циклу примыкает сатирическая идиллия «Палинодия» («Palinodia», 1834–1835).
В России Дж. Леопарди стал известен в начале 1840-х гг.; на русский язык его сочинения переводились с 1865 г. Большой интерес к творчеству Дж. Леопарди проявили писатели Серебряного века: Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт и др.; среди переводчиков – Вяч. И. Иванов, Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова.