«Пацаны» (комиксы)
«Пацаны́» («The Boys»), серия комиксов, созданных сценаристом Г. Эннисом и художником Д. Робертсоном и деконструирующих жанр супергероики. Выходила в издательствах Wild Storm (импринт DC Comics) и Dynamite Entertainment. Кроме 72 выпусков основной серии, которая выходила в 2006–2012 гг., вселенная комикса, состоящая из 13 томов, охватывает 3 лимитированные серии спин-оффов из 6 выпусков и эпилог из 8 выпусков, опубликованных в 2020 г. К 2022 г. на русском языке издательством Fanzon (импринт издательства «Эксмо») издано 7 томов – 47 выпусков основной серии и спин-офф «Героргия» («The Boys: Herogasm»). К отличительным чертам серии «Пацаны» относят критику социально-экономических и политических реалий США 2000-х гг., многочисленные сцены ультранасилия и крайне мрачный юмор.
В 2019 г. на стриминговой платформе Amazon Prime начал транслироваться сериал «Пацаны» («The Boys»), представляющий собой адаптацию комикса, но в ряде сюжетных линий значительно отклоняющийся от первоисточника.
Сюжет
Главным антагонистом в комиксе выступает корпорация «Войт-Американ» (Vought-American). По сюжету, летом 1945 г. компания «ОВА» [Объединение В. А. (Vought-American Consolidated)] поставила ВМФ США истребители «Гризли», обладавшие рядом критических дефектов. В 1950-е гг. корпорация начала издавать комиксы под брендом Victory Comics. Сценарист по кличке Легенда (The Legend) был тем, кто десятилетиями создавал необходимое информационное прикрытие супергероям (в комиксе их называют «суперы»).
Во время войны во Вьетнаме ОВА поставило армии дефектные штурмовые винтовки, в результате чего в 1965 г. погибли тысяча американских солдат, в том числе старший сын Легенды. В 1968 г. компания объявила о банкротстве, но возобновила свою деятельность в 1971 г. уже как корпорация «Войт-Американ».
Как оказывается, в 1930-е гг. в нацистской Германии учёный Иона Фогельбаум придумал формулу Вещества V, дающего людям сверхчеловеческие способности: вещество «изменяет структуру ДНК, и мутация может передаться по наследству» (Эннис. Т. 1. 2020. Часть 2). В Германии прошли и первые испытания вещества на людях. Затем Иона эмигрировал в США, где начал работать на компанию «Войт». И в 1971 г. появился Компатриот (Homelander).
За Компатриотом появились другие суперы – Чёрный Нуар (Black Noir), Королева Мейв (Queen Maeve), Джек с Юпитера (Jack from Jupiter), Глубина (The Deep), Фонарщик (The Lamplighter), Марафонец (Mister Maraphone) – первоначальный состав самой могущественной команды – «Семёрки» (The Seven). «Семёрка» прямо отсылает к Лиге справедливости: Компатриот – это Супермен, Королева Мейв – Чудо-женщина, Глубина – Аквамен, а Марафонец (и позднее А-Экспресс) – Флэш. Участником второй по силе команды «Расплата» (Payback) был Технорыцарь (Tek Knight) – очевидная пародия на Бэтмена. Богач Роберт Вернон, живший в своём особняке с дворецким, технически не являлся супером, т. к. не принимал Вещество V, но создал себе технокостюм.
«Войт» превратилась в огромную корпорацию и сверхпопулярный бренд, приносящий огромный доход. В неё входили телеканалы и газеты, которые позволяли управлять информационной повесткой. Дальнейшие планы руководства были связаны с получением военных контрактов. Но когда Фогельбаума похитили представители конкурирующих корпораций, требуя создать суперов для себя, он покончил с собой, что привело к снижению качества Вещества V. Тогда руководители «Войт» изменили стратегию и, решив сделать из суперов селебрити, чтобы на них зарабатывать, создали ещё несколько команд. Но главные усилия компания бросила на внедрение суперов в армию и превращение их в доминирующего игрока военно-промышленного комплекса США через захват политических институтов страны. Для этого на президентских выборах 2000 г. Роберту «Дакоте Бобу» Шаферу в качестве будущего вице-президента Республиканской партией был навязан умственно отсталый бывший генеральный директор «Войт» Виктор «Вице-Вик» Ньюман.
В сентябре 2001 г. в момент захвата террористами самолётов Дакота Боб приказал ВВС сбить лайнеры, но когда оставался последний из них, Ньюман оглушил Дакоту Боба ударом огнетушителя и распорядился отозвать истребители. Тем самым члены «Семёрки» получили возможность спасти пассажиров и предстать национальными героями. Из-за неадекватности и неопытности суперов миссия оборнулась катастрофой: обломки уничтоженного Компатриотом лайнера упали на Бруклинский мост в Нью-Йорке, унеся тысячу жизней (включая Марафонца), США вторглись в Пакистан, а участие суперов в произошедшем было засекречено. Тем не менее «Войт» не оставила попыток получить военные подряды и рассчитывала, что в 2008 г. Ньюман возглавит страну.
Этим планам противостоят «Пацаны» (The Boys) – команда во главе с англичанином Уильямом «Билли» Бутчером (William «Billie» Butcher), завербованным подполковником Мэллори (Lieutenant Colonel Mallory), которая при поддержке ЦРУ и лично президента специализируется на сдерживании суперов. В отряд также входят Молоко Матери (М. М.) [(Baron Wallis «Мother’s Milk» (M.M.)], Серж «Француз» (Serge «Frenchman») и Самка [The Female (of the Species)]. Если Француз и Самка являются в первую очередь кулаками команды, то М. М., по признанию Бутчера, который помог ему вернуть дочку Джанин от непутёвой матери, её скрепляет. Бесценным информатором «Пацанов» выступает Легенда, который стремится отомстить корпорации за своих сыновей.
Бутчером движет главным образом личная ненависть: его жена забеременела от Компатриота и умерла в родах, и Бутчер умертвил младенца-супера. Несмотря на это, между «Семёркой» и «Пацанами» существует негласный пакт о ненападении, появившийся после того, как Фонарщик, желая устранить угрозу в лице подполковника Мэллори, напал на его дом, убив его внучек. В качестве ответной меры «Пацаны» казнили Фонарщика. Воскреснув из-за наличия в крови Вещества V как зомби, он обитает в подвалах корпорации в назидание другим членам «Семёрки».
Летом 2006 г. в ряды «Пацанов» вступает Хьюи «Крошка Хьюи» Кэмпбелл (Hughie «Wee Hughie» Campbell) – шотландский парень, чью девушку, Робин, насмерть сбил член «Семёрки» А-Экспресс (A-Train) в Глазго. Бутчер встречается с Хьюи и предлагает отомстить, присоединившись к «Пацанам». Хьюи принимает предложение и прилетает в Нью-Йорк. В это же время в ходе ротации состава «Семёрки» после выбывания Фонарщика в неё вступает Энни «Звёздный Свет» Дженьюари (Annie «Starlight» January), участница команды «Молодые Американцы» (Young Americans). Энни – идеалистка, верящая в то, что быть частью «Семёрки» – высшая честь для супергероя, но вскоре она осознаёт, что попала в сборище циничных, продажных, развратных селебрити, не думающих ни о чём, кроме собственной выгоды и всецело зависящих от «Войт». Компатриот предстаёт нарциссичным психопатом и садистом, мечтающим выйти из подчинения «Войт» в лице принимающего ключевые решения в компании Джеймса Стиллуэлла и возглавить суперов как отдельную от человечества расу господ.
Хьюи знакомится с Энни, и у них возникают отношения. Ни он ни она не говорят друг другу правды о том, что состоят в двух противоборствующих командах.
Расследуя гибель молодого парня Cтивена Рубинштейна, «Пацаны» выходят на Технорыцаря, который, как оказывается, страдает от непреодолимого сексуального влечения ко всем окружающим. «Пацаны» подозревают его в убийстве Рубинштейна в приступе ревности к своему соратнику – Крыломаху (Swingwing) [который отсылает к герою DC Найтвингу (Nightwing)]. На самом деле парня нечаянно убил сам Крыломах, и Бутчер подстраивает гибель Технорыцаря. Его смерть подана как пародия на фильм «Армагеддон» («Armageddon», 1998, режиссёр М. Бэй): к Земле летит огромный одушевлённый метеорит, но Технорыцарь жертвует собой, чтобы его уничтожить, погибая как спаситель человечества.
После этого «Пацаны» отправляются в Москву, где Хьюи знакомится со старым другом команды – Василием «Васом» Воришкиным (Vasilii «Vas» Vorishikin), хозяином рюмочной, ветераном войны в Афганистане, бывшим милиционером и участником советской команды супергероев «Пятилетка» (Glorious Five Year Plan). Вас испытывает чувство ностальгии по СССР и разочарован в постсоветских реалиях. Он с надеждой присматривается к политику-коммунисту Иосифу Чеменко, который ратует за возвращение к старым устоям: коллективизации, кооперативам, труду на всеобщее благо. Однако Чеменко оказывается креатурой «Войт» в сговоре с боссом русской мафии Ниночкой Наменко (Little Nina Namenko). Корпорация проводила эксперименты с усиленной версией Вещества V, которая была введена полутора сотням суперов, побочным эффектом чего стала их взрывоопасность. Ниночка собрала их с целью устроить государственный переворот в России, рассчитывая ликвидировать их в нужный момент, однако она не знала, что «Войт» планирует устранить её саму и привести к власти Чеменко, чтобы возобновить «холодную войну». «Пацаны» при помощи Васа срывают планы «Войт», ликвидируя как Нину, так и собранный ею отряд суперов, а корпорация оказывается вынуждена в будущем подстроить гибель Чеменко.
По просьбе ЦРУ «Пацаны» начинают расследовать деятельность самого многочисленного объединения суперов – «Людей Джи» [G-Men, аллюзия на «Людей-Икс» (X-Men) из вселенной Marvel], – в свою очередь, состоящего из нескольких конфликтующих между собой команд. В 1984 г. Джон Годолкин, якобы усыновляющий сирот или беглецов из числа суперов, предложил «Войт» сотрудничество. За несколько десятилетий «Люди Джи» превратились в самых прибыльных суперов. На самом деле Годолкин похищал маленьких детей и вкалывал им Вещество V. Тех из них, кто не желал оставаться в команде или не проявлял сверхспособностей, убивали. Годолкин стремится максимально увеличивать число команд и их участников и всё меньше готов был подчиняться руководству «Войт». Подделав необходимые документы корпорации, Хьюи под видом супера внедряют в команду новичков «Волшебники Джи» (G-Wiz), но обман быстро разоблачают. Принимая во внимание всё бо́льшую неуправляемость Годолкина и его методы, спецназ во главе со Стиллуэллом прибывает перед финальной самоубийственной схваткой «Пацанов» с «Людьми Джи» и уничтожает последних, жертвуя прибылью, но ликвидируя риски.
После этого «Войт» натравливает на «Пацанов» вторую по силе супергеройскую команду, «Расплата», во главе с Солдатиком (Soldier Boy) и Штормфронтом (Stormfront). И если пафосно-патриотичный Солдатик (аллюзия на Капитана Америку) якобы является американским легендарным героем Второй мировой войны (хотя это всего лишь роль, которую исполняли уже несколько суперов), то Штормфронт оказывается нацистом. Бутчеру удаётся уничтожить «Расплату», а затем он, М. М., Француз и Колбаса Любви убивают Штормфронта под разговоры о боевом братстве союзников во время Второй мировой.
Награды и критика
В 2008 г. комикс «Пацаны» был номинирован на премию Айснера как «Лучшая продолжающаяся серия», но уступил награду комиксу «Y: Последний мужчина» («Y: The Last Man», 2002–2008) Брайана Вона и Пиа Гуэрры, выходившему в издательстве Vertigo – импринте DC. В 2009 г. «Пацаны» были номинированы на премию «Драгоценный камень» от дистрибьютора комиксов Diamond (Diamond Comic Distributors Gem Awards) как «Комикс года дешевле трёх долларов» (Comic Book of the Year Under $3.00), но победителем стал 1-й выпуск «Бэтмена и Робина» («Batman and Robin», 2009–2011) Г. Моррисона от DC. Наконец, в 2010 г. серия была номинирована на премию «Крик» (Scream Awards) как «Лучшая книга комиксов или графический роман», но победил комикс «Ходячие мертвецы» («The Walking Dead», 2003–2019) от Image Comics.
По мнению литературного критика Э. Таблер, «Пацаны» написаны в типичном стиле Г. Энниса – жёсткое произведение, изобилующее сексом и экстремальным насилием, но именно эта суровость и чрезмерность наполняют книгу авторским шармом. Комикс показывает экстремальные проявления супергероев и радикальное поведение персонажей, несущих им возмездие (Tabler. 2020). Сходную оценку «Пацанов» как специфического произведения даёт и другой литературный критик, Л. Уильямс, который усмотрел в нём традиционные эннисовские мотивы (мужская дружба, дух товарищества, военные, коррупция как непременный атрибут власти), равно как и узнаваемые ультранасилие и сортирный юмор. К достоинствам комикса Уильямс отнёс глубокое изображение межличностных отношений, в частности конфликт между мрачной миссией Бутчера и оптимизмом Хьюи, с его верой в человечество, который составляет смысловое ядро произведения (Williams. 2020).