Партия национального действия (Турция)
Па́ртия национа́льного де́йствия (ПНД; тур. Milliyetçi Hareket Partisi, MHP), правая националистическая партия Турции, созданная в 1969 г. А. Тюркешем, военным, политическим и государственным деятелем.
История
История создания партии связана с фигурой Алпарслана Тюркеша (при рождении получил имя Али Арслан Хамди, впоследствии принял имя в честь почитаемого турецкими националистами сельджукского султана Алп-Арслана и символическую фамилию Тюркеш). Изначально делавший военную карьеру, к середине 1940-х гг. Тюркеш оказался вовлечён в политическую деятельность. В 1944 г., вдохновлённый идеями тюркизма (раннего турецкого национализма), принял участие в антикоммунистических демонстрациях, прошедших на территории Турции, попал в тюрьму по обвинению в националистической пропаганде и антикоммунизме (процесс расистов-туранистов; тур. Irkçılık-Turancılık davası), однако был вскоре освобождён, а в 1947 г. реабилитирован.
В мае 1960 г., будучи одним из ключевых действующих лиц военного переворота, свергнувшего правительство А. Мендереса, вошёл в состав Комитета национального единства (тур. Millî Birlik Komitesi). Однако в комитете произошёл раскол из-за несогласия возглавляемой полковником Тюркешем «Группы четырнадцати» с траекторией развития страны, обозначенной генералом Дж. Гюрселем (группа настаивала, что реформы должны проводить военные, а не демократически избранное правительство). В результате генерал Джемаль Маданоглу распустил комитет, а члены группы были отправлены за границу на дипломатическую работу.
Возвратившись в 1963 г. из Индии, где Тюркеш находился в качестве советника посольства, он пересмотрел свои политические взгляды, выразив желание работать в рамках закона (Kıdal. 2020. P. 65–77). В феврале 1964 г. он присоединился к Республиканской крестьянской национальной партии (РКНП; тур. Cumhuriyetçi Köylü Millet Partisi), а заняв пост её председателя по результатам внеочередного съезда, в августе 1965 г. начал не только формальную (в 1969 г. РКНП сменила название, став Партией национального действия, а эмблема в виде весов была изменена на 3 полумесяца), но и идеологическую перестройку партии (Landau. 1982. P. 589).
В 1975–1977 гг. ПНД входила в правительство [совместно с Партией справедливости (тур. Adalet Partisi) и Партией национального спасения (тур. Millî Selâmet Partisi)].
В следующий раз ПНД удалось войти в правительство после выборов 1999 г., набрав 17,9 % голосов и получив 129 мест в парламенте [совместно с Демократической левой партией (тур. Demokratik Sol Parti) и Партией Отечества (тур. Anavatan Partisi)], однако на выборах 2002 г. ПНД не получила ни одного мандата.
Эволюция идеологии партии
В своём подходе к конструированию идеологии новая партия стремилась к сочетанию эссенциалистского и эпохалистского компонентов, наряду с этнокультурной специфичностью придерживаясь также и принципа прогресса (Гирц. 2004. С. 278–285). Своё отражение идейная основа партии нашла в принятой в 1967 г. доктрине «Девяти лучей» (тур. 9 Işık Doktrini). В зависимости от времени и воспринимаемых угроз менялась и расстановка акцентов при артикуляции идеологии (Kidal. 2020. P. 5–6, 79).
В условиях биполярного международного порядка деятельность партии была направлена в основном на противодействие коммунизму. Эссенциалистский компонент идеологии приобрёл первостепенное значение, и его границы были более чётко определены. Ключевыми факторами идентификации становились этнос (принадлежность к тюркам) и религия (принадлежность к исламу). Так, если в середине 1960-х гг. ислам рассматривался лишь как одно из проявлений культурного элемента идентичности, в конце 1960-х – начале 1970-х гг. он приобрёл ключевое значение, прежде всего ввиду своей инструментальной эффективности в противодействии левой угрозе (Kidal. 2020. P. 101–104).
Мобилизация против коммунизма происходила не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Одним из участников «операции Гладио» (итал. Operazione Gladio), проводившейся, помимо других стран – членов Североатлантического альянса, также и на территории Турции под кодовым названием «Контргерилья» (тур. Kontrgerilla), являлся А. Тюркеш. В рамках этой миссии был совершён ряд особо тяжких преступлений, ответственность за которые лежала, в числе прочих, на аффилированных с партией организациях. Среди них – «Бозкурт» («Серые волки»; тур. Bozkurtlar, самоназвание «Идеалистическое движение», тур. Ülkücülük) (Söyel. 2015. P. 101–113). По приблизительным подсчётам, в 1975–1980 гг. жертвами этой организации оказались около 5 тыс. человек, среди которых были как представители левых идеологий, так и члены национальных меньшинств – алевиты и курды.
Поворотным пунктом в развитии партии стал 1980 г., когда в результате военного переворота её деятельность была запрещена и многие её члены оказались в тюремном заключении. Этот кризис создал почву для развития конфликта, связанного с различным пониманием роли ислама в идеологии организации (Kidal. 2020. P. 134–139).
Как и многие члены партии, в результате военного переворота 1980 г. А. Тюркеш оказался отстранён от политической деятельности. Он вернулся в политику после пребывания в госпитале (1980–1985), присоединившись в 1987 г. к Националистической рабочей партии [НРП, тур. Milliyetçi Çalışma Partisi, MÇP; в 1983–1985 гг. носила название Консервативная партия (тур. Muhafazakâr Parti), а начиная с 1993 г. – Партия национального действия] (Kidal. 2020. P. 141–142).
Пережив кризис и встретившись с новыми реалиями, партия осознала необходимость в изменении подхода к формулированию базисных принципов своей идеологии. К концу 1980-х гг. организация оказалась мобилизованной прежде всего против своего имиджа, сформированного в 1960–1970-е гг. и не отвечавшего более актуальному контексту – росту значимости неолиберализма. Так, хотя этнокультурный компонент продолжал занимать важную позицию в идеологии партии, акцент на демократии становился более заметным. Помимо этого, осмысление этноса приобрело дополнительное измерение. В отличие от более раннего периода, когда партия придерживалась в большей степени тюркизма, начиная с конца 1980-х гг. пантюркизм приобрёл более заметные очертания в её риторике (Kidal. 2020. P. 144–145).
В 1990-х гг., с крушением биполярного мирового порядка, проблема коммунизма стала более не актуальной. Партия же в этот период была мобилизована против иных угроз – политического ислама и сепаратизма. Границы эссенциалистского компонента были вновь уточнены. С точки зрения этноса подчёркивалась включённость в тюркское сообщество – «турецко-курдское братство» – курдов, чья активность в это время угрожала целостности государства [эскалация атак со стороны Рабочей партии Курдистана (курдск. Partiya Karkerên Kurdistan, тур. Kürdistan İşçi Partisi)], (Kidal. 2020. P. 151). В связи с распадом Советского Союза и образованием независимых государств на территории Центральной Азии дальнейшее развитие получила пантюркистская тенденция, обозначенная ещё в конце 1980-х гг. С точки зрения религии решительно отвергалась возможность возведения ислама в основу руководящего принципа организации государства. Таким образом, подтверждалась верность принципу лаицизма, берущему начало ещё в доктрине «Девяти лучей». Именно с такой трактовкой роли ислама был связан внутрипартийный конфликт, в результате которого из организации вышли некоторые её члены, создавшие в 1993 г. Партию великого единства (тур. Büyük Birlik Partisi) (Kidal. 2020. P. 146–164).
1997 г. также стал поворотным моментом в истории партии: умер её вождь (тур. Başbuğ) и идейный вдохновитель А. Тюркеш (Kidal. 2020. P. 70). После его смерти наступил период борьбы за лидерство, в которой победу удалось одержать Давлету Бахчели – турецкому учёному, политическому и государственному деятелю. Развивая изначально академическую карьеру, в 1987 г. он присоединился к ПНД (тогда НРП), а в 1997 г. стал её председателем. В формулировании своего курса Д. Бахчели во многом следовал логике, обозначенной ещё в конце 1980-х гг. и предполагавшей акцент на гражданском аспекте национализма. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в 2000–2011 гг., что было обусловлено действовавшими в этот период общемировыми тенденциями: сепаратизмом и глобализацией. Однако начиная с 2011 г., на фоне усилившейся внутренней конкуренции [«Движение Гюлена» (тур. Gülen Hareketi)], акцент был вновь смещён на этнокультурный компонент идеологии (Kidal. 2020. P. 186, 212–213). Д. Бахчели придерживался нового, более умеренного курса не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Так, заняв пост руководителя, политик продолжил работу над созданием положительного имиджа партии, подчёркивая важность созидательного элемента в деятельности аффилированных молодёжных организаций, отказываясь от части символов, ассоциировавшихся с «Идеалистическим движением», а также создавая систему дополнительного образования для партийных кадров (Arıkan. 2002. P. 32–33).
Идеология партии в 21 в.
Отражённое в программе 2009 г. (актуальна на 2023) видение партией внутренней политической, социальной и экономической организации можно суммировать в следующих четырёх пунктах:
Партия выступает сторонником демократического государства. Так, указывается на необходимость обеспечения соблюдения прав и свобод человека, верховенства права, суверенитета народа, отправления государственной власти на началах разделения властей (Parti Programı «Geleceğe Doğru», 2009. P. 20, 40–41).
Партия выступает сторонником социального государства. Её социальная политика предполагает работу по обеспечению равных стартовых возможностей населения, его трудоустройства, а также приемлемого уровня жизни для наименее защищённых слоёв (Parti Programı «Geleceğe Doğru», 2009. P. 98, 101, 106–108). Экономическая политика, в свою очередь, основана на сочетании мер государственного регулирования и дерегулирования (Parti Programı «Geleceğe Doğru», 2009. P. 61–73).
Партия выступает сторонником светского государства. Подчёркивается, в частности, роль этого принципа в укреплении демократии (Parti Programı «Geleceğe Doğru», 2009. P. 23).
Партия выступает сторонником национального государства. Отмечается значимость укрепления национальной идентичности, служащего условием для прогресса без утраты самобытности, заключённой в языке и культуре (Parti Programı «Geleceğe Doğru», 2009. P. 18, 49).
В основе внешней политики партии лежит стремление к миру, стабильности и безопасности. Так, указывается на важность развития сотрудничества с «тюркским миром», США, государствами Африки и Азии. Стратегическая значимость Европейского союза практически сведена на нет. Вместе c этим, являясь сторонником реалистической парадигмы, партия указывает на возможность применения политики сдерживания в отношении акторов, несущих угрозу национальной безопасности государства. Это справедливо, в частности, в отношении террористических организаций, расположенных на территории Ирака (Parti Programı «Geleceğe Doğru», 2009. P. 124, 126–128).
Место в политическом пространстве
Несмотря на относительно раннее время создания (конец 1960-х гг.), партия остаётся значимым актором в политической жизни Турции и в 21 в. В 2002–2023 гг. произошёл ряд изменений в её позиции. Во-первых, положение партии стало более устойчивым: начиная с 2007 г. она стабильно набирает не менее 10 % голосов на всех парламентских выборах. Во-вторых, оппозиция по отношению к курсу Р. Т. Эрдогана сменилась поддержкой. Так, хотя и добившись успеха на парламентских выборах 1999 г. и получив, следовательно, возможность войти в состав правительственной коалиции, с 2002 г. партия оставалась в относительно маргинальном положении. Ситуация изменилась в 2018 г. с формированием «Народного альянса» (тур. Cumhur İttifakı). Став частью группы, руководимой ключевой силой в стране – Партией справедливости и развития – ПНД получила возможность оказывать большее влияние на политическое развитие государства (Denizeau. 2023. P. 15).
Штаб-квартира партии находится в Анкаре.