Ллойд Гарольд
Ллойд Га́рольд, Гарольд Клейтон Ллойд (Harold Clayton Lloyd) (20.4.1893, Берчард, штат Небраска – 8.3.1971, Беверли-Хилс, штат Калифорния), американский актёр, один из наиболее знаменитых американских комиков немого кино.
С детства Гарольд любил театр, в юношеские годы участвовал в любительских постановках. В 1906 г. познакомился с артистом Джоном Лейном Коннором, который стал его наставником: «По пунктам он просматривал мое выступление, как механик перебирает мотор, указывал на неправильный выбор времени, неправильные акценты...» (The Biography of Harold Clayton Lloyd). В 1910 г. родители развелись. В 1912 г. Гарольд вместе с отцом и старшим братом переехал в Сан-Диего (Калифорния), где поступил в драматическую школу Коннора.
В качестве актёра дебютировал в 1913 г. в фильме «Сказка старого монаха» («The Old Monk's Tale»; Edison Film Company). В том же году переехал в Лос-Анджелес, где работал с продюсером и режиссёром Хэлом Роучем в кинокомпании Universal Pictures (см. в статье Голливуд). Вместе они создали первый, во многом заимствованный у Ч. Чаплина, комедийный образ Уилли Уорка (Willie Work); в 1915 г. сыграл роли в фильмах Роуча: «Уилли управляет парком» («Willie Runs the Park», не сохранился), «За пределами его заветных надежд» («Beyond His Fondest Hopes», не сохранился), «Обрезанные вырезки» («Close-Cropped Clippings», не сохранился), «Пит, полировщик педалей» («Pete, the Pedal Polisher», не сохранился), «Только чудаки» («Just Nuts»), «Голодные актёры» («The Hungry Actors», не сохранился).
Комедийный персонаж Одинокий Люк (Lonesome Luke) – также подражание Бродяге Чаплина. Серия Роуча «Одинокий Люк» (1915–1917) состоит из нескольких десятков короткометражных фильмов (большинство считаются утерянными). В роли Одинокого Люка, выполняя сложные трюки, Ллойд оттачивал мастерство комика. Несмотря на популярность персонажа, актёр оставался им недоволен, он понимал, что Люк является лишь имитацией: «Перегруженный слэпстиком [слэпстик] незатейливый сценарий… Восемьсот футов так называемого сюжета… я ненавидел этот образ и характер» (The Biography of Harold Clayton Lloyd).
В 1917 г. создал нового героя – Гарольда (Harold или The Boy) – изящного, воспитанного молодого человека в шляпе-канотье и роговых очках, который сразу стал популярным. Среди фильмов: «Блаженство» Альфреда Джона Гулдинга («Bliss»), «Флирт» Гилберта Пратта («The Flirt», оба фильма – 1917), «Большая идея» Г. Пратта («The Big Idea»), «Выгляди приятно, пожалуйста» А. Дж. Гулдинга («Look Pleasant, Please»), «Это дикая жизнь» Г. Пратта («It's a Wild Life», все фильмы – 1918).
В 1921–1928 гг. вышло 11 немых полнометражных картин с участием актёра: «Прирождённый моряк» («A Sailor-Made Man», 1921), «Бабушкин внучок» («Grandma's Boy», 1922), «Доктор Джек» («Dr. Jack», 1922), «Наконец в безопасности!» (другой перевод – «Безопасность прениже всего!»; «Safety Last!», 1923), «Зачем грустить?» (другое название – «Зачем беспокоиться», «Why Worry?», 1923),
«Застенчивый» («Girl Shy», 1924), «Неприятности» («Hot Water», 1924), «Первокурсник» («The Freshman», 1925), «По воле небес» («For Heaven's Sake», 1926), «Младший брат» («The Kid Brother», 1927), «Гонщик» («Speedy», 1928).
В 1920-х гг. Ллойд стал популярным, фильмы этого периода считаются его лучшими работами. В них актёру удалось совместить эстетику мелодрамы и слэпстика, его персонаж стал идеальной ролевой моделью для «среднего американца» эпохи «процветания»: благодаря оптимизму и упорству он выходит победителем из любой ситуации, находит любовь и осуществляет свою мечту.
Ж. Садуль выделял два ключевых фильма Ллойда: «Наконец в безопасности!» и «Первокурсник» С. Тейлора и Ф. Ньюмейера (Садуль. 1982. С. 245). «Первокурсник» стал одной из самых успешных комических лент, собрав в прокате 2,6 млн долл. и обойдя по сборам фильм «Золотая лихорадка» Чаплина. В историю кино вошёл кадр из фильма «Наконец в безопасности!», в котором герой висит высоко над городом на стрелке больших часов, – одна из самых узнаваемых сцен с участием актёра. Оба фильма хранятся в Библиотеке Конгресса США, включены в Национальный реестр фильмов.
В 1929–1947 гг. вышло 7 звуковых полнометражных картин: «Добро пожаловать, опасность» («Welcome Danger», 1929), «Ногами вперёд» («Feet First», 1930), «Безумное кино» («Movie Crazy», 1932), «Кошачья лапа» («The Cat's-Paw», 1934), «Млечный путь» («The Milky Way», 1936), «Профессор, остерегайся» («Professor Beware», 1938), «Грехи господина Дидлбока («The Sin of Harold Diddlebock», 1945; в 1950 перевыпущен под названием «Mad Wednesday»).
Ллойд не смог адаптироваться в звуковом кино, его популярность начала падать. Попытки дополнять свои трюки и гэги звуком не принесли успеха: пластика актёра, сложные приёмы слэпстика плохо соотносились с эстетикой звукового кино. Кроме того, оптимистичный персонаж в очках, всегда добивающийся своего и идеально соответствующий духу эпохи «процветания», уже не находил такого отклика у зрителей в период Великой депрессии.
Выступал как продюсер фильмов: «Девушка, парень и морячок» Ричарда Уоллеса («A Girl, a Guy and a Gob», 1941), «Мой любимый шпион» Тея Гарнетта («My Favorite Spy», 1942).
В 1962 г. вышел фильм «Мир комедии Гарольда Ллойда» («Harold Lloyd's World of Comedy») – монтажная сборка эпизодов из его картин, отбором которых занимался сам Ллойд.
Почётная премия «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе (1953).