Коучинг
Ко́учинг (англ. coaching), особый вид развивающей практики, партнёрский диалог, в котором независимый специалист-коуч помогает человеку сформировать цели своего личного, делового и профессионального развития, раскрыть и мобилизовать свои возможности и ресурсы для их достижения. Коуч не имеет преимуществ в предметных знаниях и опыте, не даёт рекомендаций, но имеет опыт работы с жизненными и профессиональными вызовами, конструктивного перевода проблемы в задачу, развивающей обратной связи, поддерживающего диалога, направленного на достижение значимых результатов. Обращаясь к специалисту-коучу, человек работает с ним не в позиции ученика (как в обучении), стажёра (как в наставничестве, менторинге) или клиента (как в психологической помощи, психотерапии), а как партнёр по диалогу, необходимому для прояснения и самоопределения своей жизненной позиции, своих намерений, приоритетов, целей, задач и планов, поиску продуктивных решений, способов их реализации.
Коучинг сформировался в последней четверти 20 в. в англоязычных странах (США, Великобритания) под воздействием спортивной психологии, движения развития человеческого потенциала (Human Potential Movement). На его развитие в последние годы воздействуют различные области науки (например, когнитивная наука, позитивная психология), а также новые культурные практики и методы, такие как, например, движение осознанности (Awareness), жизни «в потоке» (Flow).
В мировой практике выделяются две ключевые области применения коучинга в соответствии с его контекстом: коучинг жизненных решений (life coaching) и коучинг в деловом контексте, бизнес-коучинг (business coaching). Развиваются области коучинга и коучинговые специализации: карьерный, спортивный, финансовый, семейный коучинг, бизнес-коучинг для предпринимателей, коучинг для родителей, коучинг здорового образа жизни, коучинг в организациях (corporate coaching), командный коучинг (team coaching) и др. В корпоративной среде всё большее распространение получает коучинг высших руководителей (executive coaching). Исторически преобладающим форматом коучинга был очный диалог один на один, впоследствии в корпоративной среде получил развитие командный коучинг. С развитием Интернета распространяется дистанционный (виртуальный) коучинг, пандемия COVID-19 значительно ускорила его рост. Тематика коучинга испытывает сильное влияние новых тенденций в социуме (например, коучинг стрессоустойчивости, жизнестойкости, равенства и многообразия), бизнесе (например, коучинг развития лидерства, преемственности, работы с виртуальными командами, agile-коучинг).
Коуч помогает человеку прояснить и уточнить свои намерения, области и цели развития, проверить цели и задачи на органичность миру личности, реалистичность, расставить приоритеты, сформулировать цели и измеримые показатели их достижения, выстроить программу своего развития, план достижения результатов, отследить продвижение к поставленным целям, при необходимости внести изменения в программу развития.
В 2019 г. в мире насчитывалось около 71 тыс. коучей. Существуют международные профессиональные коучинговые объединения: Международная федерация коучей (International Coach Federation, ICF), британская Ассоциация коучинга (Association For Coaching, AC), Европейский совет по коучингу и менторингу (European Mentoring and Coaching Council, EMCC), Всемирная ассоциация бизнес-коучей (Worldwide Association of Business Coaches, WABC), Международная ассоциация карьерных коучей (International Association of Career Coaches, IACC) и др. В России представлены Международная федерация коучей, Европейская федерация коучей (European Coach Federation), Европейская ассоциация коучинга (European Coaching Association, ECА), Международное сообщество коучей (ICC), Международная ассоциация коучей и тренеров (International Coach & Trainer Association, ICTA) и др. С 2015 г. в России действует Ассоциация русскоязычных коучей (АРК), с 2019 г. Национальная федерация профессиональных менторов и коучей. Профессиональные коучинговые ассоциации утверждают свои этические кодексы, проводят аккредитацию программ подготовки коучей и сертификацию членов по уровням профессионального мастерства. Значимым способом профессионального развития является коучинговая супервизия, когда коуч обсуждает с опытным профессионалом-супервизором своё взаимодействие с клиентом, проблемные зоны в своей работе и области профессионального роста. В мире издаются научные журналы по коучингу: Coaching: An International Journal of Theory, Research and Practice, International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring.