Омская область. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт О́мской о́бласти, сектор экономики субъекта Российской Федерации, обеспечивающий перевозку грузов и пассажиров.
Омская область обладает развитым транспортным комплексом, в котором представлены все виды транспорта, кроме морского: автомобильный, железнодорожный, внутренний водный (речной), трубопроводный и авиационный.
Основную часть внутриобластных перевозок грузов и пассажиров обеспечивает автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт обслуживает перевозку главным образом транзитных грузов и пассажиров, а авиационный транспорт – дальние и транзитные перевозки пассажиров. Главный транспортный узел области – г. Омск.
Общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования в Омской области составляет 24 050,4 км (2022), из них с твёрдым покрытием – 14 079,2 км [58,5 %; в среднем в России – 70,8 %, в среднем в Сибирском федеральном округе (СФО) – 71,6 %]; 589 населённых пунктов области не связаны автомобильными дорогами с твёрдым покрытием, а лишь грунтовыми дорогами с районными центрами. Средняя плотность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием – 100 км на 1 тыс. км2 территории (2022; в 2015 – 98 км на 1 тыс. км2; в 2005 – 57 км на 1 тыс. км2; в среднем в России – 65 км на 1 тыс. км2, в СФО – 37 км на 1 тыс. км2). Доля автомобильных дорог с усовершенствованным твёрдым покрытием составляет 51,9 % (2022; в среднем в России – 44,0 %, в СФО – 34,6 %).
Сеть автомобильных дорог Омской области составляют как автомобильные дороги федерального значения: Р-254 «Иртыш» (Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск), Р-402 (часть ведущего историю с конца 17 в. Главного Сибирского почтового тракта; Тюмень – Ялуторовск – Заводоуковск – Ишим – Абатское – Тюкалинск – Омск), А-320 (исторический Черлакский тракт; идёт вдоль реки Иртыш: Омск – Черлак – граница с Казахстаном, далее в Павлодар и Семей), 52А-1 (Калачинск – Великорусское – Иртыш) и 52А-5 (Омск – Одесское – граница с Казахстаном), так и автомобильные дороги регионального (областного) значения: 52К-1 (Омск – Муромцево – Седельниково), 52К-2 (Омск – Нижняя Омка – граница с Новосибирской областью), 52К-3 (исторический Русско-Полянский тракт; Омск – Русская Поляна), 52К-4 (Омск – Тара), 52К-5 (Большие Уки́ – Знаменское), 52К-7 (Горьковское – Калачинск – Оконешниково), 52К-8 (Исилькуль – Полтавка), 52К-10 (Называевск – Крутинка), 52К-11 (Лю́бинский – Марьяновка), 52К-12 (Марьяновка – Шербакуль), 52К-13 (Называевск – Исилькуль), 52К-14 (Называевск – Тюкалинск), 52К-17 [Тобольск (Тюменская область) – Тара], 52К-24 (Красный Яр – Любинский), 52К-27 (автомобильная дорога 52А-5 к югу от Омска – Шербакуль – Полтавка) и др.
Объём перевезённых грузов автомобильным транспортом – 14,5 млн т (2022; в 2015 – 19,2 млн т; в 2005 – 30,8 млн т), грузооборот – 2200 млн т-км (в 2015 – 1554 млн т-км; в 2005 – 1195 млн т-км).
Объём перевозок пассажиров автобусами общего пользования – 152,7 млн пассажиров (2022; в 2015 – 289,8 млн пассажиров; в 2005 – 216,7 млн пассажиров), пассажирооборот – 1802 млн пассажиро-км (в 2015 – 1632 пассажиро-км; в 2005 – 1708 пассажиро-км). Число автобусов общего пользования – около 2,5 тыс. единиц (2022), в расчёте на душу населения – 135 единиц на 100 тыс. жителей (7-е место среди субъектов РФ; в 2015 – 223 единицы; в 2005 – 82 единицы).
Регулярное автобусное сообщение на территории современной Омской области началось в 1924 г. Первый автовокзал в Омске открыт в 1940 г., современный – в 1985 г. (в 2023 обслуживал около 700 автобусных маршрутов). В 1950-е гг. активно велось сооружение автовокзалов во многих районных центрах области. Автобусные пассажирские перевозки в Омске, Омской области и за её пределами обеспечивает компания «Омскоблавтотранс» (ведёт историю с 1939, современный статус с 1996; под её контролем – 6 автовокзалов, 25 автостанций и около 300 автобусов; в её структуре 8 районных подразделений).
Омская область. Автовокзал в Омске.Общая протяжённость железных дорог общего пользования в Омской области составляет 7339,3 км (2022), их средняя плотность – 52 км на 1 тыс. км2 территории (в среднем в России – 51 км на 1 тыс. км2, в СФО – 25 км на 1 тыс. км2). По территории области проходят участки Транссибирской железнодорожной магистрали (участок от Челябинска до Новосибирска сооружён в 1892–1896; станция Омск-Пассажирский действует с 1896) и Тюмень-Омской железной дороги (1912), а также железнодорожные линии Омск – Иртышская (1960) и Иртышская – Черлак – граница с Казахстаном (1957). Современный железнодорожный вокзал в Омске сооружён в 1958 г. (обновление фасада в 1996, реконструкция в 2007).
Основная часть железнодорожной сети Омской области относится к Западно-Сибирской железной дороге. На Транссибирской железнодорожной магистрали станция Исилькуль – стыковая с Южно-Уральской железной дорогой, на Тюмень-Омской железной дороге станция Называевская – стыковая со Свердловской железной дорогой.
Объём перевозок грузов железнодорожным транспортом – 17,4 млн т (2022; в 2015 – 17,2 млн т; в 2005 – 14,0 млн т); объём перевозок пассажиров – 3654 тыс. пассажиров (в 2015 – 4436 тыс. пассажиров ; в 2005 – 11 125 тыс. пассажиров).
Внутренние водные пути Омской области являются частью опорной сети внутренних водных путей Российской Федерации. Роль внутреннего водного транспорта особенно значима в транспортном обслуживании северных муниципальных районов области. Главная водная артерия – река Иртыш, по которой Омская область получает выход к Северному морскому пути и далее в Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Крупнейшее предприятие – Омский речной порт (находится под управлением одноимённой компании; в его собственности – свыше 100 единиц флота, механизированные грузовые причалы, складские площадки и помещения). В 2021 г. порт отправил свыше 2,8 млн т грузов, в том числе в районы Крайнего Севера – свыше 450 тыс. т, в Казахстан – около 150 тыс. т. В Омске действует речной вокзал (ведёт историю с 1914; современное здание с 1964).
Омская область. Речной вокзал в Омске.По территории Омской области проходят два магистральных нефтепровода (Туймазы – Ангарск и Усть-Балык – Омск; обеспечивают связь нефтяных месторождений Уральского и Западно-Сибирского экономических районов с Омским НПЗ), два нефтепродуктопровода [Самара – Уфа – Челябинск – Курган – Омск (под контролем компании «Уралтранснефтепродукт») и Омск – Новосибирск – Кемерово («Сибтранснефтепродукт»)] и один газопровод (Сургут – Омск – Новосибирск).
Омская область. Пассажирский терминал международного аэропорта Омск-Центральный имени Д. М. Карбышева.История авиаперевозок в границах современной Омской области началась в 1929 г. Авиасообщение с Москвой установлено в 1931 г. (в 1956 первый регулярный рейс Москва – Омск – Иркутск совершил первый в мире реактивный самолёт Ту-104), с Тарой – в 1932 г. В Омске действует международный аэропорт Омск-Центральный имени Д. М. Карбышева (ведёт историю с 1929; современное здание аэропорта сооружено в 1970, статус международного с 1997, в 2019 присвоено имя советского военного инженера Д. М. Карбышева; один из базовых аэропортов авиакомпании «Ред Вингс»; 1586 тыс. пассажиров в 2022, 22-е место среди ведущих аэропортов России), в Таре – аэропорт местных авиалиний (1932; с грунтовой взлётно-посадочной полосой; оба аэропорта – под управлением компании «Омский аэропорт»).