Ограничение стратегических вооружений
Ограниче́ние стратеги́ческих вооруже́ний (ОСВ), комплекс мероприятий, направленных на количественное ограничение, снижение производства и накопления имеющихся, запрет качественного совершенствования и производства новых типов стратегических вооружений наземного/космического базирования, связанных с результатами двусторонних или многосторонних соглашений и договоров в целях устранения угрозы ядерной войны, укрепления доверия и международной безопасности. Радикальной формой ОСВ является ликвидация на взаимной основе согласованных видов вооружений.
Выделяют стратегические наступательные и стратегические оборонительные вооружения, а также информационно-управляющие компоненты (ИУК). К стратегическим наступательным вооружениям относятся стационарные и мобильные комплексы межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования; МБР морского базирования; крылатые ракеты большой дальности наземного, воздушного и морского базирования; авиационные бомбы стратегической бомбардировочной авиации. Стратегические оборонительные вооружения включают комплексы и системы противоракетной (ПРО), противовоздушной (ПВО), противолодочной (ПЛО) и противокосмической (ПКО) обороны. К информационно-управляющим компонентам стратегических вооружений относят систему боевого управления и связи, информационно-расчётную систему, систему предупреждения о ракетном нападении противника, систему контроля космического и воздушного пространства, космическую систему разведки и др.
Главной компонентой стратегических вооружений является ракетно-ядерное, а также высокоточное оружие в обычном снаряжении, применяемое для уничтожения стратегических объектов противника.
Первые консультации и переговоры по ОСВ начаты в 1960-х гг. 26 мая 1972 г. были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны с неограниченным сроком действия и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений с 5-летним сроком действия (пакет из этих двух документов принято именовать «Договор ОСВ-1»). Договор по ПРО вводил запрет на создание противоракетной обороны территории страны или района, а также создание базы для такого развёртывания и разрешал в порядке исключения развёртывание двух противоракетных систем – для обороны столицы и для обороны позиционного района баллистических ракет. Согласно Временному соглашению, СССР и США обязывались не начинать с 1 июля 1972 г. строительства новых стационарных пусковых установок МБР наземного базирования и не увеличивать количество подводных лодок и пусковых установок МБР морского базирования. Кроме того, запрещалось создание новых шахтных пусковых установок тяжёлых ракет (ШПУ), а также переоборудование существующих ШПУ в пусковые установки тяжёлых ракет, что фактически замораживало структуру группировок МБР наземного базирования. Кроме того, договаривающиеся стороны обязывались «не создавать, не испытывать и не развёртывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования» (Договор ОСВ-1, ст. 5). В то же время этот договор никак не ограничивал советскую программу строительства стратегических подводных ракетоносцев.
В 1977 г. в связи с окончанием срока действия Временного соглашения обе ядерные державы заявили о намерении не предпринимать каких-либо действий до заключения нового соглашения. 18 июня 1979 г. такое соглашение – Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-2) – было заключено, и в отличие от ОСВ-1 вводило определённые ограничения на количество боезарядов, которые могли быть развёрнуты на стратегических носителях. В частности, лимитировалась общая численность стратегических носителей в количестве 2400 ед., которая к 1 января 1981 г. должна быть сокращена до 2150 ед.; баллистические ракеты наземного и морского базирования не должны быть оснащены более чем 14 боевыми блоками; тяжёлые бомбардировщики (ТБ) не должны оснащаться более чем 20 крылатыми ракетами (КР). В целом Договор ОСВ-2 был направлен на сдерживание процесса модернизации стратегических вооружений.
Реальная ликвидация ядерного оружия началась с заключением в декабре 1987 г. бессрочного Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД), согласно которому «каждая из Сторон ликвидирует все свои ракеты средней дальности и пусковые установки таких ракет, а также связанные с такими ракетами и пусковыми установками все вспомогательные сооружения и всё вспомогательное оборудование категорий, которые приведены в Меморандуме о договорённости, таким образом, чтобы не позднее чем через три года после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем ни у одной из Сторон не имелось таких ракет, пусковых установок, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования» (п.1 ст. IV). При этом договор не запрещал проводить исследования, которые не ведут к производству и испытанию запрещённых систем. Были уничтожены пусковые установки, стартовые сооружения, вспомогательное оборудование и другая техника на 117 советских объектах на территории СССР, ГДР и Чехословакии и на 32 американских объектах в США, Великобритании, ФРГ, Бельгии и Нидерландах. К июню 1991 г. договор был выполнен полностью. СССР вывел из эксплуатации в 2 раза больше ракет, чем США (1846 и 846), почти в 3 раза больше пусковых установок (825 и 289) и почти в 7 раз больше ракетных баз (69 и 9). 31 мая 2001 г. стороны закончили инспекционную деятельность (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. История и положения).
Очередной этап ограничения стратегических вооружений связан с заключением 31 июля 1991 г. между СССР и США Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который вступил в силу в 1994 г. В отличие от ОСВ-1 и ОСВ-2, каждая из сторон была обязана сократить и ограничить «свои МБР и пусковые установки МБР, БРПЛ и пусковые установки БРПЛ, тяжёлые бомбардировщики, боезаряды МБР, боезаряды БРПЛ и вооружения тяжёлых бомбардировщиков таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем суммарные количества, подсчитываемые в соответствии со статьёй II Договора СНВ-1, не превышали:
а) 1600 единиц для развёрнутых МБР и связанных с ними пусковых установок, развёрнутых БРПЛ и связанных с ними пусковых установок и развёрнутых тяжёлых бомбардировщиков, в том числе 154 единицы для развёрнутых тяжёлых МБР и связанных с ними пусковых установок;
b) 6000 единиц для боезарядов, которые числятся за развёрнутыми МБР, развёрнутыми БРПЛ и развёрнутыми тяжёлыми бомбардировщиками, в том числе: i) 4900 ед. для боезарядов, которые числятся за развёрнутыми МБР и развёрнутыми БРПЛ; ii) 1100 ед. для боезарядов, которые числятся за развёрнутыми МБР на мобильных пусковых установках МБР; iii) 1540 ед. для боезарядов, которые числятся за развёрнутыми тяжёлыми МБР» (п. 1 ст. II).
После распада СССР Республика Беларусь, Республика Казахстан, Украина (на их территории размещалось ядерное оружие, которое подлежало ликвидации или выводу), РФ и США 23 мая 1992 г. подписали Протокол к Договору СНВ-1 (Лиссабонский протокол), по которому Белоруссия, Казахстан и Украина принимали на себя обязательства этого договора и становились государствами, не обладающими ядерным оружием. Российская Федерация, как полноправная наследница СССР, в 1993 г. подписала с США и ратифицировала с некоторыми оговорками в 2000 г. Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), по которому количество ядерных боезарядов сокращалось более чем в 2 раза и запрещался целый класс систем – МБР наземного базирования с разделяющейся головной частью. США этот договор не ратифицировали, и он не вступил в силу.
В июне 2002 г. США вышли из Договора по ПРО, ссылаясь на формальную необходимость обеспечения своей безопасности от возможных ядерных угроз со стороны Ирана и КРДР. В мае 2002 г. Российская Федерация и США подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Московский договор), согласно которому до 31 декабря 2012 г. оба государства обязывались сократить количество находящихся на боевом дежурстве ядерных боезарядов до уровня 1700–2200 ед. Договор утратил силу после вступления в силу в феврале 2011 г. нового договора (СНВ-3), предусматривавшего для каждой из договаривающихся сторон сокращение МБР и пусковых установок МБР, БРПЛ и пусковых установок БРПЛ таким образом, чтобы через 7 лет их суммарные количества не превышали: 700 ед. для развёрнутых МБР, развёрнутых БРПЛ и развёрнутых ТБ; 1550 ед. для боезарядов на развёрнутых МБР, БРПЛ и ТБ; 800 ед. для развёрнутых и неразвёрнутых ПУ МБР, ПУ БРПЛ, развёрнутых и неразвёрнутых ТБ. К 5 февраля 2018 г. эти обязательства были выполнены. Первоначальный срок действия СНВ-3 составлял 10 лет (до 5 февраля 2021). США и РФ договорились о 5-летнем продлении договора до 4 февраля 2026 г. (Договор СНВ-III).
Краеугольным камнем системы двусторонних соглашений в области контроля над вооружениями и ключевым фактором в поддержании баланса ядерных сил был Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанный 8 декабря 1987 г. За прошедшее после его заключения время 5 стран (Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР) стали обладателями баллистических ракет средней дальности наземного базирования в ядерном оснащении; ещё ряд государств имеет ракеты этого класса в обычном снаряжении. В связи с этим Россия и США в октябре 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступили с инициативой придать ДРСМД глобальный характер, но она не получила поддержки. 21 декабря 2018 г. Россия внесла в ООН подготовленный в соавторстве с 10 странами проект резолюции в поддержку сохранения договора, однако Генеральная Ассамблея не поддержала его (за проголосовали 43 страны, против 46, воздержались 78).
Договор носил бессрочный характер при сохранении возможности выхода из него, если какая-либо сторона предъявит для этого неопровержимые доказательства. Взаимные обвинения сторон в нарушении положений договора имели место. США обвинили Россию в нарушении ДРСМД в июле 2014 г., заявив о якобы ведущейся разработке в РФ крылатой ракеты наземного базирования SSC-8, или «Новатор 9М729», имеющей радиус действия от 500 до 5500 км. (Учебно-боевой пуск этой ракеты на максимальную дальность на полигоне Капустин Яр показал, что она пролетела менее 480 км. Министерство обороны РФ провело специальный брифинг, где были раскрыты некоторые тактико-технические характеристики, продемонстрирована пусковая установка и транспортно-пусковой контейнер. Представители США и других стран НАТО проигнорировали это мероприятие). Россия, в свою очередь, обвинила США в испытаниях средств ПРО – ракет-мишеней (Нera, LRALT и MRT), сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности (США квалифицируют их как разрешённые договором ракеты класса «земля – воздух»). Российские специалисты считают, что под видом этих пусков проходит отработка технологий производства и применения ракет запрещённой дальности. Кроме того, по данным России, в 2012–2013 гг. США провели испытания крылатой ракеты AGM-158B, дальность полёта которой составляет 1 тыс. км (Выход США и России из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. История и положения).
ДРСМД прекратил своё действие 2 августа 2019 г. Выход США и РФ из договора резко снизил уровень системы контроля над вооружениями и чреват провоцированием нового раунда противостояния мировых держав в военной области или даже гонки вооружений, последствия которых негативно влияют на состояние международной безопасности в целом. Дальнейшие шаги в области ограничения стратегических вооружений должны включать договорённости не только между США и Россией (обладающими 90 % ядерного арсенала), но и другими ядерными державами (Великобритания, Франция, Китай, Северная Корея, Индия, Израиль, Пакистан).