Договор об ограничении систем ПРО 1972
Догово́р об ограниче́нии систе́м ПРО 1972 (Договор по ПРО), соглашение между СССР и США об ограничении сил противоракетной обороны (ПРО). Договор подписан в Москве 26 мая генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым и президентом США Р. Никсоном. Вступил в силу 3 октября того же года. Заключён на неограниченный срок с правом каждой из сторон выйти из него с уведомлением об этом решении за 6 месяцев до выхода.
Предыстория
В 1960-х гг. в результате проработки большого количества информации, полученной военными СССР и США как в ходе математического моделирования ситуаций по перехвату баллистических ракет (БР), так и по результатам реальных полигонных пусков, лидеры СССР и США пришли к выводу о необходимости переговоров.
Целесообразность заключения договора объяснялась сторонами «опустошительными последствиями» возможной ядерной войны, а также тем, что ограничение ПРО могло стать «существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений» (преамбула договора).
Условия договора
В договоре под системой противоракетной обороны подразумевалась «система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета» (ст. 2, п. 1).
Согласно договору каждой из сторон предоставлялось право иметь 2 комплекса ПРО: вокруг столицы и в районе расположения шахтных пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) (радиус каждого из районов не более 150 км). В этих районах предусматривалось не более 100 ПУ противоракет и не более 100 противоракет на стартовых позициях, а также ограничивались число и потенциал радиолокационных станций (РЛС) ПРО.
Обязывал стороны не создавать, не использовать и не развёртывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.
На испытательных полигонах каждая из сторон могла иметь в совокупности не более 15 ПУ противоракет. Ограничивал создание и использование различных модификаций ПУ в других целях и в других районах каждой страны.
Системы ПРО или их компоненты, не предусмотренные договором, уничтожались либо демонтировались и не передавались другим государствам.
В договоре предусматривался контроль за выполнением обязательств сторон национальными техническими средствами, было запрещено чинить препятствия для контроля ситуации национальными техническими средствами другой стороны и применять затрудняющие контроль преднамеренные меры маскировки (ст. 12).
Протокол 1974 г.
3 июля 1974 г. в Москве Л. И. Брежнев и Р. Никсон подписали протокол к договору (вступил в силу 24 мая 1976), по которому каждая из сторон вместо двух районов размещения систем ПРО могла иметь лишь один – либо в районе размещения шахтных ПУ, либо вокруг своей столицы.
Исполнение договора
Для содействия осуществлению Договора по ПРО 21 декабря 1972 г. была создана Постоянная консультативная комиссия (ПКК). С 1993 г. в состав ПКК, помимо России и США, входили Белоруссия, Казахстан и Украина как государства – правопреемники бывшего СССР по Договору по ПРО, на территории которых дислоцировались объекты предупреждения о ракетном нападении.
Договор неоднократно обсуждался на встречах президентов РФ и США. В марте 1997 г. в Хельсинки президенты Б. Н. Ельцин и Б. Клинтон подписали совместное заявление, в котором подтверждалась приверженность договору. В июле 2000 г. на о. Окинава в ходе саммита «Большой восьмёрки» состоялась встреча лидеров России и США В. В. Путина и Б. Клинтона, по итогам которой стороны приняли совместное заявление о сотрудничестве в области стратегической стабильности, в котором говорилось о взаимодействии двух стран в переговорном процессе по стратегическим наступательным вооружениям с учётом полного сохранения договора.
Прекращение действия договора
Советская и американская стороны в целом придерживались основополагающих принципов договора.
Однако в 1983 г. США приступили к активной подготовке к выходу из договора (Стратегическая оборонная инициатива США) в ответ на участие стратегических ядерных сил СССР в учениях «Щит-82». Дополнительным фактором напряжённости стало обнаружение американской стороной факта строительства в СССР в 1980-х гг. РЛС под Красноярском (Енисейск-15), предназначенной для наблюдения за космическим пространством (демонтирована в начале 1990-х гг.), а по американской версии – для раннего предупреждения об ударе МБР. В ответ СССР заявил о нарушении США договора в связи с размещением аналогичных РЛС в Гренландии, Норвегии и Великобритании. Также перспективу выхода из договора США мотивировали появлением ядерного оружия у ЮАР (полностью утилизировано к 1994), КНДР (в 1994 зафиксировано его отсутствие, возобновила ядерную программу в 2002, официально объявила о наличии ядерного оружия в 2005) и Ирана (официально не имеет его до настоящего времени).
Стремление США выйти из договора было связано в том числе с нежеланием мириться со сложившимся в 1970–1980-х гг. военно-стратегическим равновесием между СССР и США, а также планами по созданию программы развёртывания запрещённой договором национальной системы ПРО. Существовавшая американская система ПРО давала возможность перехватить лишь часть МБР и только при условии, что нападающая сторона не применила бы средства противодействия противоракетной обороне (маневрирование во время полёта, применение ложных целей, подавление информационных средств и др.); не очевидными были и возможности стратегических перехватчиков США, которые ни разу не испытывались против МБР и ложных целей. Наряду с этим в США был запущен механизм информационной обработки населения по созданию почвы для выхода из данного договора.
23 июня 1999 г. Б. Клинтон подписал закон «О национальной противоракетной обороне (НПРО) США». Согласно закону НПРО должна была быть развёрнута при достижении необходимого уровня технологий.
13 декабря 2001 г. президент США Дж. Буш-младший выступил с «формальным уведомлением» об одностороннем выходе США из договора. В соответствии со ст. 15 договора, дата окончательного выхода США из этого соглашения наступила спустя 6 месяцев, 13 июня 2002 г. Таким образом, договор прекратил действие 14 июня 2002 г.
Российское руководство сразу же заявило об ошибочности такого решения американской администрации. 13 декабря 2001 г. президент РФ В. В. Путин выступил с заявлением, в котором отметил, что Россия не пошла на предлагавшийся США совместный выход из договора и сделала всё, чтобы этот договор сохранить, руководствуясь заботой о сохранении и укреплении международных правовых основ в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения.
Прекращение действия договора нанесло серьёзный удар по системе международных соглашений, направленных на предотвращение ракетно-ядерной войны; произошло снижение уровня стратегической стабильности в мире.