Общее и единичное
О́бщее и едини́чное, в философии и логике соотносительные понятия, имеющие строгий смысл для фиксированного класса предметов: общее – признак предмета, сходный с признаком по крайней мере ещё одного предмета данного класса; единичное – признак предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в данный класс. Всеобщим называют признак, сходный с признаками всех предметов класса; особенным – любой невсеобщий признак. Наряду с этими двумя дихотомическими делениями используют трихотомическое деление признаков на единичные, особенные и всеобщие; особенным в этом случае называют признак, сходный с признаками одних и отличный от признаков других предметов класса, т. е. любой общий, но не всеобщий признак. При изменении класса предметов, на котором определяются понятия общего и единичного («особенное» и «всеобщее»), единичный признак может стать общим, всеобщий – особенным и т. д.
Понимание общего признака как сходного восходит к Аристотелю («…общее следует выводить через приведение сходных единичных случаев…» – «Топика», 108 b); согласно этому пониманию, общих признаков ровно столько же, сколько и обладающих ими предметов. Альтернативным является платоновское понимание общего как тождественного: Платон сравнивал так понимаемый общий признак с парусиной, покрывающей нескольких людей («Парменид», 131 b–c). В реальной практике познания эти две трактовки общего признака дополняют друг друга: теорией сходства пользуются в наблюдении и эксперименте, теорией тождества – в теоретических исследованиях.
На единичные и общие делятся не только признаки, но и предметы. Единичным называют предмет, состоящий только из единичных признаков; его следует отличать от конкретного (индивидуального). Общим – предмет, состоящий только из общих признаков. Об общих конкретных предметах (доме вообще, человеке вообще) говорят общие конкретные понятия («дом», «человек»), об общих абстрактных (равенстве вообще, белизне вообще) – общие абстрактные понятия («равенство», «белизна»). Вопрос, «как общие понятия могут иметь значение, если мир целиком состоит из индивидуальных предметов, таких, которые обозначаются именами собственными» (Б. Рассел), составляет смысл традиционной проблемы универсалий.
Существуют общие понятия, обладающие чётко фиксированным объёмом, но не содержащие информации о признаке, присущем всем элементам этого объёма и только им. Причём такие понятия («с объёмом, но без содержания») иногда составляют ядро науки. Таково, например, понятие «элементарная частица»: фундаментального признака, который был бы присущ всем элементарным частицам так же, как зарядовое число – всем химическим элементам, до сих пор не обнаружено, известны лишь их сходства по видовым признакам. Л. Витгенштейн называл такие сходства «семейными». Согласно Э. В. Ильенкову, мы не знаем общего для всех элементов объёма таких понятий признака не в силу исторической ограниченности наших знаний, а потому, что их «действительно нет» (Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Москва, 1974. С. 253). Предметы объединены в объёмы таких понятий не отношениями сходства, а генетическими связями, поэтому такие понятия можно назвать «генетическими». В отличие от «классического» общего понятия, которое задает класс предметов, составляющих его объём, путём указания на классообразующий признак, генетическое понятие указывает способ выведения всех элементов своего объёма из одного, исходного элемента. Сам класс при этом рассматривается как род, а исходный элемент – как «предок – основатель рода» (Ильенков). Таково, например, понятие «число». «Предком – основателем рода» чисел является целое положительное число, а генетическими процедурами, порождающими все другие числа и род чисел в целом, – алгебраические процедуры. При этом генетическое общее понятие выполняет функцию, недоступную «классическому»: позволяет выводить менее общее знание из более общего, например из формулы, описывающей коническое сечение, – формулы эллипса, гиперболы и параболы.