Легаси-сиквел
Ле́гаси-си́квел (легасиквел; англ. legacy sequel, legacyquel, от legacy – наследие и сиквел), тип сиквела в кинематографе, ставший наиболее актуальным в 2010-х гг. Ключевые характеристики: использование практик ремейка, сиквела и ребута; события происходят спустя 10–30 лет после событий оригинала, но в том же пространстве (вселенной); наличие персонажа оригинала и персонажа-последователя; тема «наследия» и его передачи; повторение или переосмысление основной проблемы оригинала.
Поскольку легаси-сиквел включает в себя элементы сиквела, ремейка и ребута, исследователи предлагали такие термины для описания феномена, как «риквел» (requel) (Lizardi. 2017. Р. 28–30, 71), «сиквейк» (Павлов. 2019. С. 296) и «возрождение» (revival) (The Routledge companion ... 2018. P. 230). Однако в медиа и научном дискурсе закрепился именно «легаси-сиквел». Термин возник и распространился в середине 2010-х гг. Автором термина стал журналист издания ScreenCrush М. Сингер, впервые употребивший его в 2015 г. в статье «Добро пожаловать в эпоху легасиквела» (Singer. 2015).
В статье М. Сингера описан бум сиквелов, появившихся спустя длительный временной промежуток после событий последней части (частей) оригинального фильма или франшизы. Примеры легаси-сиквелов в рамках франшиз: «Звёздный путь» («Star Trek», 2009, режиссёр Дж. Дж. Абрамс), «Звёздные войны: Пробуждение силы» («Star Wars: Episode VII – Force Awakens», 2015, режиссёр Дж. Дж. Абрамс), «Крид: Наследие Рокки» («Creed», 2015, режиссёр Р. Куглер), «Мир Юрского периода» («Jurassic World», 2015, режиссёр К. Треворроу), «Хэллоуин» («Halloween», 2018, режиссёр Д. Г. Грин).
Постер фильма «Т2 Трейнспоттинг (На игле 2)». Режиссёр Дэнни Бойл. 2017.Примеры легаси-сиквелов оригинальных фильмов: «Трон: Наследие» («Tron: Legacy», 2010, режиссёр Дж. Косински), «Бегущий по лезвию 2049» («Blade Runner 2049», 2017, режиссёр Д. Вильнёв), «Т2 Трейнспоттинг (На игле 2)» («T2 Trainspotting», 2017, режиссёр Д. Бойл), «Борат 2» («Borat Subsequent Moviefilm: Delivery of Prodigious Bribe to American Regime for Make Benefit Once Glorious Nation of Kazakhstan», 2020, режиссёр Дж. Уолинер), «Поездка в Америку 2» («Coming 2 America», 2021, режиссёр К. Бруэр), «Топ Ган: Мэверик» («Top Gun: Maverick», 2021, режиссёр Дж. Косински) и др. Многие оригинальные картины, получившие продолжения в виде легаси-сиквелов, выходили в 1980-х гг.: «Трон» («Tron», 1982, режиссёр С. Лисбергер), «Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982, режиссёр Р. Скотт), «Лучший стрелок» («Top Gun», 1986, режиссёр Т. Скотт) «Поездка в Америку» («Coming to America», 1988, режиссёр Дж. Лэндис).
Кроме того, легаси-сиквелы оригинальных картин могут делаться как сериалы. Так, М. Сингер называет одним из лучших легаси-сиквелов сериал «Кобра Кай» («Cobra Kai», с 2018), который является прямым продолжением оригинальной картины и нескольких последующих серий франшизы «Карате пацан» («Каrate Kid», 1984, режиссёр Дж. Г. Эвилдсен) (Singer. 2021). Легаси-сиквелом оригинальных фильмов «Зловещие мертвецы», сделанным в формате сериала, является шоу «Эш против зловещих мертвецов» («Ash vs Evil Dead», 2015–2018).
М. Сингер говорит о легаси-сиквеле прежде всего как о произведении, способном объединить опыт старшего и молодого поколений: поклонники оригинала ощущают связь такого сиквела с предшествующей частью (частями) за счёт возвращения старых персонажей и общей проблематики произведения, новые зрители получают произведение, которое становится самостоятельным за счёт введения новых персонажей, а также переосмысления оригинальной проблематики. Автор связывает востребованность данного типа сиквелов со стратегией крупных киностудий регулярно производить контент в рамках одной франшизы. Такие сиквелы с большей долей вероятности гарантируют коммерческий успех, т. к. опираются на «предпроданность» бренда (pre-sold brands) (Singer. 2015). Введённый Сингером термин широко использовался кинокритиками крупнейших изданий – The Guardian (Hoad. 2015), IndieWire (Kiang. 2016), Observer (Katz. 2020) и др.
Термин также используется в исследованиях кинематографа. Так, теоретик медиа Д. Голдинг описывает легаси-сиквел в контексте новой трилогии «Звёздных войн», главным образом на примере фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы» («Star Wars: Episode VII – Force Awakens», 2015, режиссёр Дж. Дж. Абрамс). Голдинг сформулировал, как могла бы выглядеть универсальная модель создания легаси-сиквела: для возрождения выбирается одна из популярных «дремлющих» франшиз, для легитимации новой части в проект приглашаются «стареющие звёзды оригинала» (как правило, на второстепенные роли), привлекаются молодые звёзды (обычно на главные роли) для потенциального продолжения франшизы в будущем и привлечения новой аудитории. Также Голдинг описывает нарратив легаси-сиквела: в начале фильма молодые персонажи выглядят «наивными» и «нуждающимися в помощи», эту помощь им вынужденно оказывают «стареющие персонажи» в амплуа наставников. В процессе взаимодействия между старыми и новыми персонажами молодые герои успешно «усваивают уроки», в результате чего герои оригинала признают их своими «последователями» и легитимизируют их, передавая «наследие» – таковым может быть как материальная вещь, так и нематериальная (например, словесное напутствие или артефакт типа меча джедая). Выполнив свою миссию, представители старшего поколения отстраняются от истории – либо умирают, либо покидают сюжет (Golding. 2019. P. 69–70).