Общество художников-станковистов
О́бщество худо́жников-станкови́стов (Московское общество художников-станковистов, Общество станковистов, ОСТ), российское художественное объединение.
Ядро ОСТ сложилось в 1923–1924 гг.; его составляли выпускники московского Вхутемаса (главным образом ученики Д. П. Штеренберга и В. А. Фаворского) и молодёжь, сотрудничавшая с Музеем живописной культуры (с 1923 ставшим составной частью Вхутемаса). Импульсом к созданию объединения послужило участие будущих членов ОСТ [в составе групп «Метод» («Проекционисты»), «Конкретивисты» и «Объединение трёх»] в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (май 1924). ОСТ организовано в начале 1925 г.; среди учредителей – Штеренберг (председатель правления), Ю. П. Анненков (эмигрировал в 1924), Л. Я. Вайнер, В. А. Васильев, П. В. Вильямс, К. А. Вялов, А. А. Дейнека, Н. Ф. Денисовский, А. А. Лабас, Ю. А. Меркулов, Ю. И. Пименов. ОСТ декларировало приверженность «абсолютному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры», отказ от «отвлечённости и передвижничества в сюжете», неприятие «псевдосезаннизма», беспредметности и конструктивизма. Художественные поиски велись прежде всего в области новых тем и сюжетов: индустриализация страны, массовый спорт, воздухоплавание и авиация; одной из главных задач была передача «нервных урбанистических ритмов» и напряжённой динамики современной городской жизни, движения, скорости.
ОСТ провело 4 выставки в Москве (1925, 1926, 1927, 1928), в которых участвовали (помимо учредителей) А. О. Барщ, Б. И. Волков, А. Д. Гончаров, И. В. Клюн, А. Н. Козлов, Н. Н. Купреянов, С. А. Лучишкин, В. И. Люшин, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин, В. В. Эллонен и др. Члены ОСТ также принимали участие в выставках «10 лет Октября» (1927), «10 лет Рабоче-крестьянской Красной Армии» (1928), «Жизнь и быт детей Советского Союза» (1929) и в выставках советского искусства за рубежом (в городах Германии, 1926–1928; в Нью-Йорке, Винтертуре, обе – 1929).
В 1928 г. наметилось противопоставление двух групп в ОСТ: часть художников (Вильямс, Вялов, Лучишкин, Люшин, Пименов) в своих работах придерживались рационалистической композиционной выстроенности, подчёркнутой графичности, плакатной плоскостности изображения, приёмов «киномонтажа» и использовали аскетический колорит, тогда как другие (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин, Штеренберг) стремились к передаче лирического начала и культивировали живописность. Эти расхождения приобретали политическую окраску, акцентированную в резких нападках со стороны руководителей Федерации объединений советских художников (ФОСХ), Объединения молодёжи Ассоциации художников революции (ОМАХР), Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ); группа Штеренберга именовалась «скатывающейся на позиции буржуазного искусства». Окончательный раскол произошёл в 1931 г., когда ОСТ покинула почти половина его членов, перешедших в созданное ими объединение «Изобригада» (1931–1932) и в объединение «Октябрь» (существовало в 1928–1932). Оставшиеся художники избрали новое правление (председатель Штеренберг); в новом составе ОСТ насчитывалось 27 членов. Последним выступлением ОСТ было участие в «Антиимпериалистической выставке», организованной ФОСХ в 1931 г. В 1932 г. ликвидировано.