Никонов Павел Фёдорович
Ни́конов Па́вел Фёдорович (род. 30.5.1930, Москва), российский живописец, график и педагог, народный художник РФ (1994), действительный член Российской академии художеств (2000).
Родился в семье военнослужащего. Вместе со старшим братом Михаилом учился в Московской средней художественной школе (1942–1949) у В. В. Почиталова, А. О. Барща и А. П. Шорчева. В годы Великой Отечественной войны (в 1941–1943) вместе со школой эвакуирован в Башкирию, в село Воскресенское, где познакомился со многими известными в будущем художниками: Г. М. Коржевым, В. И. Ивановым, А. А. Тутуновым, П. П. Оссовским, И. В. Сорокиным, В. Ф. Стожаровым (Карпова К. Башкирия // Искусство в эвакуации. Москва, 2015. С. 124). По словам Никонова, время, проведённое в эвакуации, повлияло на его творчество и обусловило поворот к деревенской теме в 1970-е гг.
В 1949 г. поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, учился в мастерской П. П. Соколова-Скаля, его педагогами были также В. Г. Цыплаков, П. Д. Покаржевский, К. М. Максимов. В 1956 г. защитил дипломную работу – картину «Октябрь» (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург), в которой полученные в институте навыки реалистического письма соединились с влиянием кинематографа (Е. Б. Мурина о Никонове. Алексино, 1985 // П. Никонов, 60–06 гг. Москва, 2006. С. 22). В 1957 г. «Октябрь» показан на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, Никонов награждён большой серебряной медалью и поездкой в Чехословакию. В Праге художник жил в доме дочери Д. Д. Бурлюка, познакомился с эмигрантской периодикой 1920-х гг., узнал о творчестве таких мастеров, как М. З. Шагал, Б. Д. Григорьев.
В 1959 г. совершил первую поездку в Сибирь, на Братскую ГЭС, после чего написал картину «Наши будни» (1960, Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева, Алма-Ата) – один из манифестов сурового стиля.
В картине заметно влияние стилистики А. А. Дейнеки, московская выставка которого прошла в 1957 г. В 1959 г. на V Молодёжной выставке Московского отделения Союза художников РСФСР сблизился с художниками, образовавшими группу «Девять»: Н. И. Андроновым, Н. А. Егоршиной, М. В. Ивановым, Б. Г. Биргером, К. А. Мордовиным, В. Г. Вейсбергом, позднее стал участником группы.
В 1960 г. совершил поездку в Саяны в качестве рабочего геологической партии: её результатом стала картина «Геологи» (1962, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ), в которой современный сюжет соединён с колоритом фрески и впечатлениями от репродукций росписей Джотто. По мнению исследователей, «Геологи» ознаменовали окончание сурового стиля как направления (Е. Б. Мурина о Никонове. С. 22). В 1962 г. полотно экспонировалось на выставке «30 лет МОСХ» и вызвало критику Н. С. Хрущёва. Никонов как один из организаторов этой выставки посещал запасники музеев и мастерские художников, активно работавших в 1920-х – 1930-х гг. и вытесненных из художественной жизни репрессивной политикой середины 1930-х – начала 1950-х гг. Открытие работ таких мастеров, как А. А. Древин, Л. Ф. Жегин, К. Н. Истомин, С. Б. Никритин, С. М. Романович, Н. А. Удальцова, Д. П. Штеренберг, перевернуло его представление о советском искусстве. В 1965 г. в запасниках Третьяковской галереи Никонов увидел неизвестные ему работы участников «Бубнового валета» и «Голубой розы», Р. Р. Фалька.
Середина 1960-х – 1970-е гг. стали для П. Ф. Никонова временем осмысления творческого наследия художников начала 20 в. и поиска собственного пластического языка: «Мясная лавка» (1968, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ), «Портрет матери» (1964). В некоторых работах этого времени заметно также влияние друга Никонова В. Е. Попкова: «Пиво» (1968, Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки), «Северная деревня» (1969, ГРМ). Во время творческих командировок в Азербайджан и Среднюю Азию живописец создал серию акварелей («Нахичевань», 1971, Оренбургский областной музей изобразительных искусств) и этюдов («Средняя Азия. Этюды», 1970, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»).
В 1972 г. Никонов впервые оказался в деревне Алексино в Тверской области, где впоследствии купил дом и начал регулярно работать. В 1980-х гг. появились работы из деревенского цикла, в которых уже сложился характерный авторский стиль: плотная многослойная живопись, созданная широкими экспрессивными мазками и мастихином: «Трое» (1984, частное собрание), «Пир» (конец 1980-х гг., частное собрание), «Путники» (1987, Кемеровский областной музей изобразительных искусств). В 1990-х – 2000-х гг. живописный язык Никонова стал ещё более абстрактным и экспрессивным, цветовая гамма – сложной, очертания фигур и предметов – условными: «Ненастье. Бурный день на Волге» (1998, частное собрание), «Деревенские похороны» (1993, ГТГ), «Жёлтая зима» (2005, частное собрание). Частый приём в его работах – заниженная линия горизонта и приподнятая точка зрения – позволяет добиться максимального обобщения: «Зимнее солнце» (1999–2000, ГТГ), «Потоп» (2005, частное собрание). Критики отмечают, что деревня Алексино стала для Никонова «моделью вселенной», а образы «быстротекущей жизни» сопряжены с вечностью (Мусакова О. Н. Дебют в XXI веке. С. 8; Лазарев М. Нынешний Никонов // Павел Никонов. 2008. С. 15). Исследовательница Е. Б. Мурина указывала на сходство с произведениями писателей-деревенщиков, вместе с которыми «Никонов сознаёт себя свидетелем трагического завершения исторического пути русского крестьянства, и так же, как у них, его сочувствие и боль, его любовь и вживание в тему творчески активны» (Е. Б. Мурина о Никонове. С. 39).
В конце 1990-х гг. – начале 21 в. Никонов создаёт произведения по мотивам библейских сюжетов «Пастух и Иосиф» (2000), «Человек, несущий крест» (2005), «Рождество» (2014; все – частное собрание). В 2008 г. написал монументальное полотно «Митинг». Много работает в техниках акварели и пастели.
Профессор Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова (1998–2006). Среди его учеников – Е. Е. Буравлёва, Е. А. Плотников, П. А. Отдельнов, Д. С. Самодин, А. С. Сыздыкова, Т. Ю. Чурсина и др. Наиболее последовательно пластическую систему Никонова освоила и развила его дочь – Виктория Павловна Никонова (1968–2008).
Орден Почёта (2001). Государственная премия Российской Федерации (2002 за 2001; 2022 за 2021).