Отдельнов Павел Александрович
Отде́льнов Па́вел Алекса́ндрович (род. 19.6.1979, Дзержинск, Горьковская область, ныне Нижегородская область), российский художник. Работает в техниках живописи, графики, фотографии, видео, создаёт инсталляции. В 1994 г. поступил в Нижегородское художественное училище, где учился у П. К. Рыбакова; в 1999 г. защитил дипломную работу – картину «Груз-200», материалом для которой послужили встречи и беседы с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. В работе, написанной в традиционной реалистической манере, создан собирательный образ молодого человека, сломанного войной.
В 1999 г. переехал в Москву и поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (МГАХИ), где учился у П. Ф. Никонова и Ю. А. Шишкова вместе с Е. А. Плотниковым, Е. Е. Буравлёвой, Д. С. Самодиным, М. В. Смиренномудренским, Н. А. Ситниковой, Н. Н. Смирновым. Обучение в мастерской строилось вокруг пластических задач (построение композиции, организация картинной плоскости, поиск цветовых отношений). В 2005 г. защитил дипломную работу – серию картин на евангельские сюжеты, в которых пространственной и смысловой доминантой выступили цветные абстрактные фоны. В 2005–2007 гг. обучался в аспирантуре МГАХИ.
В 2007 г. вместе с Е. А. Плотниковым совершил двухнедельную поездку на металлургические заводы Новокузнецка, результат которой – серия картин и литографий – показан в 2012 г. в галерее «Эритаж» (Москва) (картины «Прокат», «Домна. Ночь», «Демонтаж», «Завод. Лето» из этой серии – в собрании Научно-технического музея имени И. П. Бардина, Новокузнецк). Поездка инициирована П. Ф. Никоновым как продолжение традиции творческих командировок советского времени, однако Никонов отметил отличный от советского подход Отдельнова и Плотникова: «…они не оставляют места героизму и энтузиазму 1930 – 1960-х годов», «исключают присутствие человека на холсте как главного героя… И тогда вся громада индустрии, цеха, машины, гигантские фрагменты воспринимаются как некое исполинское кладбище доисторических монстров» (Никонов. 2012. С. 9).
По словам Отдельнова, поездка в Новокузнецк позволила ему увидеть советскую промышленную архитектуру как античные руины, подобные термам Каракаллы или Римскому форуму, которые «как будто примиряются с окружающим ландшафтом и становятся его частью» (Киселева. 2012. С. 142). Художественный язык индустриальной серии построен на ритмическом сочетании цветовых пятен, потёков, тонких, прорисованных тёмной краской линий и во многом напоминает манеру Никонова.
В 2009 г. Отдельнов написал серию из пяти абстрактных пейзажей, в которых соединил интонацию русского лирического пейзажа 19 в. с экспрессивным языком абстрактной живописи. В это же время начал работать с изображениями, найденными в Google-картах, и со спутниковыми фотографиями поверхности Земли («Highway», 2009; «Highway II», 2010, Aksenov Family Foundation; серия «Colorfields», 2010), а также развивать один из ключевых мотивов своего творчества – образ городских окраин, свалок и пустырей (серии «Метро», 2009–2010, «В движении», «Пустыня», обе 2010).
В 2009–2010 гг. постепенно изменялся художественный язык Отдельнова: корпусная фактурная живопись становилась более тонкой и гладкой, пространство углублялось, экспрессивный ритм цветовых полей, фактур и потёков заменяли мягкие цветовые переходы. Сам художник так прокомментировал это изменение: «Долгое время, пока я учился, считалось, что живопись, это нечто самодостаточное: краска и её движение по поверхности, её следы, которые художник оставляет, нагруженность холста – это все самоценно. Я думаю, что я от этого в какой-то мере отказался, хотя живопись для меня очень важна» (Ситников. 2021).
В 2012 г. в московской галерее «Агентство. Art Ru» прошла персональная выставка Отдельнова «Неоновый пейзаж». В представленных работах пластические проблемы соотношения глубины, плоскости и отражения как второго пространства внутри изображения соединились с задачей выявить и вывести на первый план нити света, которые обычно воспринимаются как фоновые и остаются незамеченными.
В 2013–2014 гг. работал над проектом «Внутреннее Дегунино» (показан в Московском музее современного искусства в 2014), задача которого – «сконструировать образ современного российского пейзажа, выявить незаметные для привычного глаза приметы времени. Это прежде всего постсоветский пустынный пейзаж с уходящими в никуда линиями электропередач, с вездесущими панельными домами серии П-44 и пасмурным небом» (Внутреннее Дегунино. 2014. С. 8). В статье «Энигматический пейзаж» критик К. А. Зацепин рассматривает работы из серии «Внутреннее Дегунино» и «Неоновый пейзаж» в контексте целого направления современного российского искусства рядом с видеоинсталляцией группы «Синий суп», живописью К. Гаршина, фотографиями Е. Бугаева и Р. Коржова (Зацепин. 2016. С. 28–42).
В 2013–2015 гг. учился в Институте проблем современного искусства в Москве, где в рамках учебного процесса выполнил работу «I Shop therefore I Am» («Я покупаю – следовательно я существую»), посвящённую взаимопроникновению искусства и рынка и отсылающую к работам Б. Крюгер.
В 2015 г. для выставки «Военный музей» в Московском музее современного искусства построил инсталляцию «Unheimlich», посвящённую вооружённому конфликту на юго-востоке Украины; всматриваясь в снимок разбомблённого аэропорта в Донецке, написал картину «Сегодня рейсов нет», в которой зафиксировал разрушительный ужас войны.
В 2015 г. в московской галерее «Триумф» показал серию «ТЦ», в которой продолжил размышлять о пейзаже постсоветских городских окраин. Разноцветные торговые центры, характерная черта 2010-х гг., изображаются на пустынных пространствах среди ЛЭП и панельных домов как компьютерный программный сбой (глитч) и тем самым выступают как метафора «несоответствия постсоветской социальной реальности и рыночных отношений эпохи зарождающегося капитализма», «как нестабильное явление в стабильном пространстве» (ТЦ. 2015. С. 12–13).
В 2016 г. в рамках программы «не-места» московского междисциплинарного проекта «Department of Research art» работал в арт-резиденции Центра современного искусства «Смена» в Казани, встречался с местными экологами и активистами, снял фильм «Песок» и написал пейзажи с поймой реки Казанка, в которых характерные для искусства Отдельнова поэтизация окраинных пустырей и принцип смоделированного удалённого взгляда соединились с экологической проблематикой.
В 2015–2020 гг. работал над масштабным проектом «Промзона», фрагменты которого показаны на выставках в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств («Доска почёта», 2015), галерее «Беляево» в Москве («Территория накопленного ущерба», 2016), ГЦСИ «Арсенал» в Нижнем Новгороде («Белое море. Чёрная дыра», 2016), галерее «Виктория» в Самаре («Руины», 2017), в экспозиции основного проекта IV Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге (2017), в галерее Futuro в Нижнем Новгороде («Химзавод», 2018), в Творческом индустриальном кластере «Октава» в Туле («Заводские анекдоты», 2018). В 2019 г. проект целиком был показан в Московском музее современного искусства, в 2020 г. награждён премией «Инновация».
В основе проекта лежит собственная семейная история (на химических заводах Дзержинска работали три поколения предков художника), которая тесно переплетена с историей этих предприятий. В ходе работы Отдельнов изучал архивные и газетные снимки, читал заметки и документы, встречался с экологами и бывшими рабочими, бродил по местам отчуждения, заводским руинам, заросшему лесом рабочему посёлку, делал фотографии, снимал видео и собирал предметы, оставшиеся с советских времён. Выставка «Промзона» показала советскую эпоху в её историческом и персональном измерении. Критик В. В. Дудченко сравнил метод автора с экспедицией, «раскапывающей Урук в Междуречье», а «Дзержинск Отдельнова» назвал руиной «модернизма как такового — с его масштабом, величием, оптимизмом и абсолютной бесчеловечностью», а также «утраченным параллельным вариантом будущего» (Промзона. Павел Отдельнов). Н. В. Плунгян и М. Буров противопоставили интонацию выставки постмодернистской речи «от прохладного тона Владимира Сорокина, за которым скрыта социальная злость, до Светланы Алексиевич, чьи герои выплёскивают свои боль и ужас на читателя. Отдельнову неинтересны ни субверсия, ни гиперреализм, он равно далёк от Файбисовича и Кабакова. <…> Задача художника – не остаться в прошлом, поймать момент, в котором советский опыт остаётся опытом его семьи, но уже не распространяется на него самого» (Буров. 2019).
В 2018 г. параллельно с работой над «Промзоной» Отдельнов развивал экологическую тему в фильме и инсталляции под общим названием «Психозойская эра», изображающими российские резервуары для утилизации производственных отходов, их влияние на окружающую среду и жизнедеятельность людей.
Через год вернулся к вопросу загрязнения окружающей среды в проекте «Говённое море», выполненном для VIII Московской международной биеннале современного искусства в 2020 г. и посвящённом проблеме роста мусорных полигонов вокруг Москвы, технологиям переработки и ликвидации мусора. В разных районах города художник выбрасывал в пакетах с мусором GPS-маячки, отслеживал их перемещение, а затем посещал соответствующие полигоны бытовых отходов и пункты сортировки мусора (в одном из пунктов сам поработал сортировщиком). Ход и результаты исследования запечатлены в фильме «Мусорное путешествие» (2019), картинах «ТКО Александров», «ТКО Тимохово» (обе 2019), «ТКО», «Сортировка» (обе 2020).
В 2021 г. в галерее «Триумф», а затем в Арт-галерее Ельцин-центра в Екатеринбурге прошла выставка «Русское нигде», продолжающая тему «не-мест», ранее поднятую в проектах «Внутреннее Дегунино» и «ТЦ». Здесь приём остранения доведён до предела: художник искал образы, путешествуя по стране с помощью панорам «Яндекс» и Google Street View и отсматривая случайные фотографии, сделанные машинами без участия человека. Пейзажи «русского нигде» сопровождаются комментариями из публичных групп (пабликов) в социальных сетях, выполненными в виде объёмных светящихся вывесок наподобие «Шиномонтаж» или «Пятёрочка». Философ С. В. Полякова обратила внимание на предельную дегуманизацию пейзажей этой серии: «В "Русском нигде" Павел Отдельнов чутко уловил это недавно возникшее в коллективной чувственности переживание утраты будущего как человеческого проекта. Человек больше не проект самого себя, он больше не верит утратившим над ним власть мифам о том, что будущее в его руках. Инициативу перехватили нечеловеческие акторы: природная энтропия, переваривающая и стирающая с лица земли останки грандиозных социальных утопий, спровоцированное экологической катастрофой нашествие новых смертоносных вирусов, таящее угрозу самодвижение техники» (Полякова. 2021. С. 12).
Весной 2020 г. во время карантина из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 создал серии рисунков «Новая привычка» и «День из жизни».
Осенью 2021 г. в рамках программы резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства создал проект «Звенящий след», посвящённый истории атомного производства на Урале: он демонстрировался в здании общежития бывшей секретной лаборатории «Б» в посёлке Сокол Снежинского городского округа Челябинской области; после окончания срока выставки было принято решение оставить её в посёлке как постоянную экспозицию. В 2022 г. сокращённая версия выставки «Промзона» показана в Музее искусств Уппсалы.
Говоря о художественном языке П. А. Отдельнова, критики указывают на близость его манеры работам Г. Рихтера, фотографов дюссельдорфской школы и советских художников Н. И. Андронова, П. Ф. Никонова, А. В. Васнецова, М. А. Рогинского и Э. В. Булатова. Важными для себя Отдельнов также считает художников русского лирического пейзажа 19 в., М. Сирони, Дж. Моранди, Г. Шнайдера, Дж. Деллера, Р. Уайтред, С. Гайяра (Князева. 2016; Ситников. 2021).
Номинант (2015, 2017, 2019, 2020) и финалист (2021) премии Кандинского, лауреат премии в области современного искусства имени С. Курёхина (специальный приз Французского института в Санкт-Петербурге, 2017) и премии «Инновация» (2020).