Тег

Героические эпосы

Героические эпосы
Найденo 4 статьи
Произведение художественной литературы
Нартский эпос
На́ртский э́пос, героический эпос ряда народов Кавказа (адыгов, осетин, абазин, абхазов, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев); упоминания встречаются у кумыков (Дагестан). Фрагменты сказаний зафиксированы также у ряда этнических групп Грузии; с конца 19 в. они бытуют и в странах Ближнего Востока (Турции, Сирии, Иордании), сохраняясь в среде потомков народов Кавказа, переселившихся сюда в конце 19 в. В отличие от стадиально более поздних эпических памятников сказания о нартах не отразили конкретных исторических событий; в них преобладают мифологические и сказочные сюжеты и мотивы (о происхождении культурных растений, орудий и др.), фигурируют мифологические персонажи. Нартский эпос поныне существует в устной прозаической и песенной форме.
Литература
Произведение художественной литературы
«Махабхарата»
«Махабха́рата», древнеиндийская эпическая поэма на санскрите. Состоит из 18 книг разного объёма; насчитывает в разных редакциях от 82 до 95 тыс. двустиший и представляет собой самый большой книжный эпос в мире. Основное сказание повествует о событиях в северной части долины реки Ганг в 1-й половине 1-го тыс. до н. э. Произведение складывалось в устной традиции и сохранило многие черты устно-поэтического стиля. В 3–2 вв. до н. э. в состав поэмы вошли религиозно-философские (например, «Бхагавадгита») и дидактические тексты. Уникальность эпоса в сочетании трёх разностадиальных концепций судьбы: индуистской доктрины кармы, классико-героического фатализма и оптимистически окрашенной архаической мифологемы «вечного возвращения». Письменная фиксация «Махабхараты» в форме, близкой к современной, произошла в середине 1-го тыс. н. э. Мотивы «Махабхараты» получили развитие в санскритской литературе и национальных литературах народов Индии, Индонезии, Мьянмы, Камбоджи, Таиланда, Шри-Ланки и др. В Европе «Махабхарата» известна с конца 18 в.
Литература
Персонажи, образы
Нибелунги
Нибелу́нги, герои германо-скандинавского эпоса. Мифы нибелунговского цикла объединяют сюжеты о подвигах Зигфрида, добывшего сказочный клад в борьбе с драконом, и о бургундских королях Гьюкунгах и их гибели при дворе правителя гуннов Аттилы. Эпос о Нибелунгах восходит к эпической традиции готов, бургундов и франков от эпохи Великого переселения народов до правления Карла Великого. Архаичные версии эпоса отражены в древнеисландской «Старшей Эдде», более поздние варианты – в древнеисландских прозаических изложениях («Младшая Эдда», «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке») и немецком эпосе («Песнь о Нибелунгах», «Плач», «Песнь о роговом Зигфриде»). В эпосе о Нибелунгах отражены реальные события эпохи Меровингов – уничтожение гуннами бургундского королевства в Вормсе и разграбление сокровищ Нибелунгов (435–437), смерть Аттилы в присутствии его наложницы Ильдико (453), ссора жён остготских военачальников Урайи и Ильдибада (6 в.), убийство франкского короля Сигиберта, месть и гибель его жены Брунгильды (575–613), убийство франкского короля Дагоберта II на охоте копьём в спину по наущению майордома Эброина (679) и др.
Рунический камень из Рамсунда