Моросанова Варвара Ильинична
Мороса́нова Варва́ра Ильи́нична (род. 22.6.1948, Темрюк, Краснодарский край), российский психолог, исследователь в области общей психологии, дифференциальной психологии, психологии труда и психологии спорта. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), почётный работник науки и техники Российской Федерации. Автор концепции индивидуального стиля саморегуляции, дифференциального и ресурсного подходов к исследованию осознанной саморегуляции человека.
Родилась в семье военнослужащего. Отец, Моросанов Илья Алексеевич (1917–2008) – генерал-майор; мать, Моросанова Александра Никоновна (урождённая Некрасова, 1919–2014) – учитель истории.
В 1955 г. Варвара Моросанова поступила в первый класс средней общеобразовательной школы г. Констанца (Румыния, по месту службы отца). В 1958 г. семья переехала сначала в Чернигов, а затем в Московскую область, где в 1966 г. Варвара с серебряной медалью окончила школу; в том же году стала студенткой первого набора только что открывшегося факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Во время учёбы в университете у Моросановой под влиянием Д. А. Ошанина начал формироваться интерес к психологии саморегуляции. Под научным руководством Ошанина проводились её первые теоретические и экспериментальные исследования, на основе которых были подготовлены курсовые проекты, а затем и дипломная работа. Материалы этих исследований составили содержание первой научной статьи Моросановой, опубликованной в сборнике «Психологические вопросы регуляции деятельности» (Ошанин. 1973).
Учась на четвёртом курсе, Моросанова по приглашению Д. А. Ошанина начала работать лаборантом в лаборатории инженерной психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования). После окончания университета в 1971 г. продолжила работать в этой лаборатории в должности младшего научного сотрудника. С 1972 г. обучалась в аспирантуре НИИ общей и педагогической психологии, в 1975 г. под руководством Ошанина успешно защитила кандидатскую диссертацию «Образ динамического объекта и его оперативность». Диссертация была посвящена экспериментальному исследованию оперативности динамических образов и их роли в регуляции предметных действий человека. В Психологическом институте Моросанова прошла путь от младшего научного сотрудника лаборатории психологии действий (заведующий Д. А. Ошанин), старшего и ведущего научного сотрудника лаборатории психологических проблем регуляции деятельности (заведующий О. А. Конопкин) до руководителя лаборатории психологии саморегуляции (с апреля 2002).
Начав свою научную деятельность с изучения регуляции предметных действий, Моросанова все последующие годы занималась проблемой осознанной саморегуляции произвольной активности человека. После защиты кандидатской диссертации она работала над исследованием строгости и устойчивости субъективных критериев успешности человека как фактора надёжности и эффективности его деятельности в стрессовых условиях. Созданный ею диагностический комплекс для прогноза соревновательной надёжности и устойчивости успешно применялся в работе со сборными командами страны по пулевой стрельбе в период подготовки к Олимпийским играм в Москве (1980). В 1979–1989 гг., не прекращая научную деятельность в Психологическом институте, Моросанова принимала непосредственное участие в психологической подготовке спортсменов высшей квалификации в качестве психолога сборной СССР по пулевой стрельбе. В эти годы на материале спортивной деятельности впервые была сформулирована и обоснована идея зависимости спортивных достижений от уровня развития осознанной саморегуляции, что стало предпосылкой дифференциального подхода к осознанной саморегуляции. Заслуги Моросановой в поддержке и развитии отечественного спорта были отмечены почётной грамотой ЦК ВЛКСМ (1982) и грамотой Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (1980).
В 1990-х гг. Моросанова предложила новое направление в исследованиях осознанной саморегуляции человека. Проблема общей психологии – психологическая саморегуляция – впервые систематически исследовалась в аспекте дифференциальной психологии как проблема индивидуально-типических особенностей саморегуляции произвольной активности человека. На основе анализа индивидуальных способов регулирования, устойчиво проявляющихся в различных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, политической), Моросанова ввела понятие «стиль саморегуляции», описала его феноменологию и психологическую структуру (Моросанова. 1998), создала концепцию индивидуального стиля саморегуляции. Согласно этой концепции, осознанная саморегуляция характеризуется широкой вариативностью индивидуальных особенностей (регуляторных стилей). Индивидуальные различия наблюдаются в уровне сформированности саморегуляции в целом, в степени осознанности целеполагания, в способах организации действий, в способности учитывать значимые внешние обстоятельства и внутренние условия, в критериях оценки успешности действий и их корректировки (Моросанова. 1998; 2022). Для диагностики индивидуальных профилей стилевых особенностей осознанной саморегуляции были созданы многошкальные опросники (Моросанова. 2015). В 1995 г. Моросанова защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора психологических наук «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека», в 1998 г. опубликовала монографию «Индивидуальный стиль саморегуляции. Феномен, структура и функции в произвольной активности человека», в 1999 г. ей было присвоено звание профессора.
В 2000-х гг. Моросанова перешла к исследованиям регуляторных оснований становления личности как субъекта, предложила дифференциальный подход к рассмотрению осознанной саморегуляции человека и разработала когнитивно-личностную модель индивидуальных различий в саморегуляции (Моросанова. 2011). В концепции саморегуляции когнитивно-операциональный уровень (регуляторно-когнитивные процессы в модели саморегуляции О. А. Конопкина) был дополнен личностно-инструментальным, включающим регуляторно-личностные, субъектные качества человека. Моросанова и её коллеги описали регуляторные основы темперамента (по Х. Ю. Айзенку, по модели «Большая пятёрка») и характера (по К. Леонгарду) человека. Было показано значение осознанной саморегуляции для овладения субъектом своими темпераментом и характером. Для разных видов деятельности (учебной, спортивной, политической, профессиональной) были созданы регуляторно-личностные типологии индивидов, обладающих различной выраженностью личностных диспозиций (по Айзенку) и различными акцентуациями характера (Моросанова. 2011).
С 2012 г. Моросанова начала развивать ресурсный подход к осознанной саморегуляции человека как управляющем уровне системы психической саморегуляции, выделила универсальные и специальные регуляторные ресурсы в зависимости от глобальности цели, для которой они создаются и используются (Моросанова. 2014). От развития осознанной саморегуляции зависит успешность достижения любой цели и решение широкого круга жизненных проблем – профессиональное и личностное развитие, поддержание психологического благополучия, преодоление негативных функциональных состояний, стресса и др. (Психология саморегуляции … 2020; Моросанова. 2021; 2022; Осознанная саморегуляция в управлении агрессией. 2018).
Помимо научно-исследовательской работы, с 1991 г. Моросанова занималась преподавательской деятельностью: читала психологические дисциплины в Московском педагогическом государственном университете (1991–2001) и Московском государственном психолого-педагогическом университете (2002–2016), подготовила учебник «Психология саморегуляции человека» (2007), переизданный в 2012 г.
В. И. Моросанова – автор более 300 опубликованных научных работ; книга «Саморегуляция и индивидуальность человека» (2010) была отмечена дипломом Российского психологического общества «Лучшая монография по психологии». Под руководством Моросановой защищено 15 кандидатских диссертаций. Она является членом диссертационных советов Психологического института РАО и Института психологии РАН, входит в редколлегии ряда научных журналов. С 2022 г. – главный редактор научного журнала Психологического института РАО «Теоретическая и экспериментальная психология». В 2016 г. избрана членом-корреспондентом РАО. С 2002 г. возглавляет (вслед за Д. А. Ошаниным и О. А. Конопкиным) и успешно развивает российскую научную школу психологии саморегуляции.
Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), медалями Г. И. Челпанова (2004) и Л. С. Выготского (2018), почётными грамотами Министерства образования и науки (2004, 2022), Российской академии образования (2012, 2022). Удостоена звания «Почётный работник науки и техники Российской Федерации» (2018).