«Монополия» (игра)
«Монопо́лия» (англ. Monopoly), настольная стратегическая игра, основной принцип которой состоит в рациональном использовании финансов на приобретение активов. Игра появилась в США 1934–1935 гг., в период Великой депрессии, благодаря мелкому торговцу Ч. Дарроу, адаптировавшему идею стенографистки Э. Мэги (позднее это стало поводом для публичного разбирательства). В 1935 г. Дарроу продал права на игру крупному производителю игр и игрушек – Parker Brothers (с 1991 – Hasbro), который сделал «Монополию» одной из самых продаваемых игр в мире.
Участников игры может быть от 2 до 8. По правилам, они ходят по игровому полю по очереди, бросая игральные кости. Перейдя на поле с активом (городом, улицей, компанией, транспортом и др.), игроки могут приобретать его при условии, что поле не занято другим участником. В ином случае игрок должен заплатить владельцу ренту. Участник может попасть на особые поля, например «Шанс» или «Общественная казна». В этих случаях он вытягивает карту из соответствующей колоды и выполняет указанные на ней действия. Игрок может оказаться в тюрьме, тогда он не сможет продолжать игру в течение некоторого времени. Победителем становится игрок с наибольшей суммой приобретений и доходов. Игра длится до тех пор, пока не обанкротятся все игроки.
Предыстория: «Землевладелец»
Прототипом современной «Монополии» была игра «Землевладелец» (The Landlord’s Game), придуманная Э. Мэги и запатентованная ею в 1904 г. Мэги родилась в семье борцов с рабством в период Гражданской войны в США. Сама Мэги выступала против различных негативных сторон капитализма, была феминисткой. Игра «Землевладелец» была разработана ею, чтобы показать миру негативные последствия монополизации экономики и отрицательное влияние капитализма на общество. Мэги взяла за основу теорию американского политэкономиста Г. Джорджа о том, что комплекс налогов должен быть заменён на единый налог пользования землёй. Игра «Землевладелец» распространялась в США и в Великобритании (Белаш. 2008).
Концепция игры сходна с современной версией «Монополии»: игровое поле было замкнутым, что позволяло неоднократно проходить круг; бросив кости, игроки делали ход и покупали землю или предприятия на средства из банка или платили ренту владельцу поля, на которое они попали. Мэги получила патент на версию под названием «Землевладелец» спустя год после первой попытки зарегистрировать игру. Процесс был осложнён тем, что как женщине ей не давали подобных прав (Raworth. 2017). Согласно правилам версии Мэги, игра продолжалась 2 круга: 1-й – по сценарию, когда один человек платил только за приобретение собственности и посещение участков других игроков, 2-й – с единым налогом на землю, где все блага принадлежат обществу (Белаш. 2008).
В 1906–1932 гг. игра «Землевладелец» дополнялась новыми правилами, что привело к появлению двух различных сеттингов: «Процветание» (Prosperity) и «Монополист» (Monopolist). По правилам сеттинга «Процветание» игрок мог не платить ренту арендодателю и получать прибыль от любой покупки участков других участников (как было в правилах прохождения второго круга оригинальной игры «Землевладелец»). В основании игрового процесса, как и в случае «Землевладельца», лежала концепция Г. Джорджа и теория единого государственного налога. В результате победителями становились все игроки. Сеттинг «Монополист» имел сходства с игрой, ставшей в итоге «Монополией», где один человек должен завладеть большей частью участков, чтобы стать монополистом. По мысли создательницы, «Монополист» должен был показать изъяны капиталистической системы.
История создания и распространения «Монополии»
«Монополист» и «Процветание» использовались в университетах в качестве учебного пособия для студентов-экономистов, вследствие чего игры начали распространяться в среде учащихся, а затем (с некоторыми модификациями) и за пределами студенческого сообщества. В 1934 г., во время Великой депрессии, Ч. Дарроу, оказавшийся без работы, начал играть в вариацию игры «Землевладелец». На тот момент у модифицированной версии не было устоявшегося названия, т. к. она передавалась из рук в руки (Pilon. 2015). Дарроу, не имея средств купить официально изданную игру, самостоятельно воссоздал её из подручных средств (Новикова. 2015) и зарегистрировал права на неё под названием «Монополия» в надежде на ней заработать. Основным отличием «Землевладельца» от «Монополии» было то, что игроки «Землевладельца» арендуют участки, а не покупают их, как в «Монополии». Суть игры заключается в том, что один игрок богатеет за счёт того, что остальные беднеют.
Начинающий предприниматель стал вручную копировать наборы игры и продавать их по 4 долл. (Bellis. 2019). В первых наборах «Монополии» игровое поле было сделано из клеёнки, а в названиях каждого участка на поле были названия улиц г. Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси), где жил Дарроу. В 1934 г. он планировал продать проект игры компании по производству настольных игр Parker Brothers, однако сделку не удалось завершить, т. к. в дизайне игры были обнаружены недоработки. После отказа Дарроу начал продавать «Монополию» самостоятельно. Через один из универмагов в Филадельфии ему за год удалось реализовать около 5 тыс. копий (Панов. 2015).
К 1935 г., по достижении уровня дохода, позволявшего улучшить качество продукта, Дарроу начал использовать при изготовлении игры жёсткий картон. В феврале того же года он вновь предложил «Монополию» компании Parker Brothers, которая в этот раз купила патент на игру. С ноября 1935 г. Parker Brothers начала продавать в США по 20 тыс. копий «Монополии» еженедельно, что сделало её самой продаваемой игрой в стране. В 1936 г. еженедельно продавалось уже около 35 тыс. экз. (Панов. 2015).
Важной вехой в эволюции и распространении «Монополии» стала Вторая мировая война. В предвоенный период «Монополия» была запрещена в нацистской Германии по политическим соображениям: в игре использовались американские или британские регионы. В 1941 г. британской секретной службой было создано специальное издание «Монополии», которое использовалось для передачи настоящих денег, карт и инструментов (например, для побега военнопленных или выкупа заложников). Производитель британской версии Дж. Уоддингтон спрятал компас вместе с небольшими металлическими файлами и шёлковой картой в отсеках игрового поля. Немцы разрешили давать заключённым наборы «Монополии» в качестве гуманитарной помощи (Givens. 2021).
В послевоенный период «Монополия» стала распространяться по миру, достигнув уровня продаж 1 млн экз. в год. В некоторых странах игра была запрещена по политическим причинам, поскольку рассматривалась как инструмент продвижения капиталистических ценностей. Распространение началось с Латинской Америки и Ближнего Востока. В 1959 г. «Монополия» была представлена на Американской национальной выставке в Москве, однако после этого игра в СССР не продавалась (Белаш. 2008). Поскольку СССР, Куба и Китай не легализовали продажи «Монополии» по идеологическим соображениям, игра стала производиться в этих странах подпольно. В СССР «Монополия» была легализована только в 1987–1988 гг. под названием «Менеджер».
В 1985 г. компания Parker Brothers выпустила новое, юбилейное издание – «Монополия Делюкс» (Monopoly Deluxe) в честь 50-летия игры: в набор входил специальный жетон золотого цвета, а недвижимость – дома и отели – была деревянной, как в классической версии (Givens. 2021).
В 1991 г. компания Hasbro поглотила Parker Brothers вместе с правами на выпуск «Монополии». Если Parker Brothers выпускала две версии игры (классическая «Монополия» и «Монополия Делюкс»), то Hasbro начали лицензировать другие существовавшие варианты игры и создавать новые. Разница между существовавшими ранее и новыми версиями заключалась в оформлении. В 1996 г. была издана версия «Монополии», посвящённая летним Олимпийским играм в Атланте. Участки игры включали улицы Атланты и Афин (Givens. 2021). После этого стали выпускаться издания, посвящённые разным локациям, актуальным феноменам культуры и общества. Например, Бэтмену и Робину (1997), NASCAR (1997), Аляске (1998), Pokemon (1999) и др. В 2019 г. компания Hasbro выпустила «Мисс Монополию»: в этой версии женщины получают больше прибыли, чем мужчины. Игра была выпущена, чтобы обратить внимание на разрыв доходов между мужчинами и женщинами (Min. 2019).
Влияние
Формат «Монополии» адаптировался к развивающимся технологиям: в версиях «Ultimate Banking Edition» игроки расплачиваются картами в электронном банке. На 2021 г. вышло более 50 версий игры «Монополия», посвящённых разным темам и героям. Игра была выпущена в формате видеоигры (для мacOS и Windows), консольных платформ (Game Boy, Xbox, Nintendo), мобильных устройств (на iOS и Android). Помимо перечисленных гаджетов в «Монополию» можно было играть онлайн.
«Монополия» регулярно упоминается в популярной культуре, например в фильмах и сериалах: «Пролетая над гнездом кукушки» («One Flew Over the Cuckoo’s Nest», режиссёр М. Форман, 1975), «Эрин Брокович» («Erin Brockovich», 2000, режиссёр С. Содерберг), «Вкус жизни» («No Reservations», 2007, режиссёр С. Хикс), сериале «Бруклин 9-9» («Brooklyn Nine-Nine», 2013–2021) и др.
У игры есть узнаваемый логотип. Изначально он выглядел как красный прямоугольник с названием игры на английском языке, написанным чёрным цветом. С 1985 г. название на логотипе стало белым, а во вторую букву «о» была интегрирована фигура монополиста: мужчины с усами, во фраке и шляпе, с тростью в руке. В 2008 г. элементы логотипа были адаптированы под 3D-формат, а фигура монополиста была вынесена из буквы «о» за красный прямоугольник. На 2021 г. логотип игры – красный прямоугольник с белым названием, на логотип наложен 3D-эффект.