Модель Большого Кремлёвского дворца
Моде́ль Большо́го Кремлёвского дворца́, проектная модель нового дворцового комплекса на территории Московского Кремля, памятник архитектуры и декоративно-прикладного искусства русского классицизма. Создана под руководством автора проекта дворца, архитектора В. И. Баженова, в 1769–1773 гг. Одна из первых проектных моделей в истории отечественной архитектуры.
Модель Большого Кремлёвского дворца, основное и наиболее точное свидетельство этого нереализованного замысла, имеет чрезвычайно важное значение для изучения первого крупного проекта В. И. Баженова, с которого фактически началась история московского классицизма. Это значение особенно велико потому, что комплекты чертежей дворца частично утрачены, а сохранившиеся разрознены по шести музейным и архивным собраниям. Важна роль модели и для понимания всего творчества Баженова, т. к. число осуществлённых, сохранившихся и атрибутированных его сооружений невелико.
Модель создавалась с разрешения императрицы Екатерины II. По мнению В. И. Баженова, создание подобной модели было необходимо, чтобы он как архитектор смог убедиться в своём замысле (Баженов В. И. Всеподданнейшие мнения Архитектора Баженова о Кремлевской перестройке // Архитектурный архив. 1946. № 1. С. 119). Модельное проектирование Баженов изучил во время своего обучения в Европе в 1760–1764 гг.: в Париже он выполнил модель колоннады Лувра К. Перро, а в Италии занимался изготовлением модели римского собора Святого Петра.
Решение о создании модели находилось в русле европейской традиции Нового времени, когда составление крупных проектов, как правило, завершалось изготовлением их моделей, и происходило это при непосредственном участии авторов-архитекторов. Кроме фасадов будущего здания, в них обычно показывались внутреннее устройство и отделка интерьеров. Подобные архитектурные модели называют авторскими, проектными, оригинальными в отличие от моделей-копий (макетов) и моделей-реконструкций, сделанных с уже возведённых зданий. Наряду с практической целесообразностью авторские модели имели и представительское значение, создавая зримый образ будущего строения, особенно важный для заказчика.
Для создания модели в Кремле близ здания Арсенала был построен особый Модельный дом (апрель – октябрь 1769; не сохранился) – деревянное здание с восьмигранным в плане залом с таким же по форме подиумом в центре, а также кабинетом В. И. Баженова; мастерская для отливки миниатюрных капителей, барельефов и других деталей располагалась в отдельном сооружении из соображений противопожарной безопасности.
Модель изготовлялась из древесины разных пород: основная конструкция выполнена из липы, изящные профилированные карнизы вырезаны из клёна, во внутренней отделке использованы яблоневое и грушевое дерево. Миниатюрные детали, изображающие архитектурный декор (капители колонн, розетки), для точности отливались из свинца. Скульптурный орнамент делался из гипса. Длина модели составляет свыше 17 м, ширина – около 6 м, высота – 1,3 м; масштаб модели – 1:48.
Штат мастеров, работавших над созданием модели, был сформирован В. И. Баженовым. Столярными работами руководили немцы – мастер И. Миллер из Хильдесхайма и его помощник «замастер» И. Витман, выписавшие для себя из Санкт-Петербурга несколько немецких столярных подмастерьев. Для менее ответственной работы нанимались русские столяры и резчики, которых было несколько десятков. Токарные работы, в частности вытачивание многочисленных колонн, производили токарь Гаврила Сидоров и токарный мастер немец И. Вальберх. Баженов привлёк для работы немецкого скульптора-декоратора И. Юста (он с формовщиками отливал архитектурные детали), скульпторов З. Урядова и И. Д. Ясныгина, медальера Ф. Стоянова, живописца-перспективиста М. Максимова, живописцев И. Некрасова, Ф. Милашева, И. Марченкова, польского художника И. Лигоцкого.
Значительные размеры модели обусловливают её круговое обозрение: при движении вдоль протяжённых фасадов сменяют друг друга разнообразнейшие ракурсы. В эту игру объёмов включены и модели древних соборов Кремля: их присутствие должно было создавать полную картину будущего ансамбля, показывать его масштаб.
При создании модели рождался точный архитектурный образ задуманного В. И. Баженовым дворца. Модель возводилась как настоящее здание, в процессе её изготовления отрабатывались детали планировки, внешней и интерьерной архитектуры, до мельчайших подробностей исполнены детали предполагаемого декоративного убранства, очень характерного для раннего творчества Баженова. Он требовал точнейшего воспроизведения декоративных и архитектурных деталей, стремился к максимальному приближению к реальности проектного цветового решения экстерьера и особенно интерьеров. Зодчий вытребовал необходимые образцы мрамора, прежде чем начали окрашивать интерьеры парадных апартаментов «под мрамор»: они были получены к концу 1770 г. Наиболее тщательно выполнялся самый эффектный и величественный фасад дворца, выходящий на Москву-реку, который должен был доминировать в панораме города. Центральная часть модели сделана разъёмной: зрителю открывается вид на огромный тронный зал с мощной объёмно-пространственной композицией из коринфских колонн, наполняющих угловые компартименты, примыкающие к этому залу две симметричные обширные овальные галереи и парадный вестибюль из двойной ионической колоннады и круглящихся лестниц. Баженовым особо готовилась тематическая программа для живописных плафонов в залах дворца: в парадных залах – из истории России, от Рюрика до Екатерины II, в прочих комнатах – из мифологии, однако расписали лишь плафон вестибюля.
Модельный дом посетили 17(28) декабря 1770 г. принц Генрих (брат прусского короля Фридриха II Великого), а 4(15) января 1773 г. – будущий крымский хан калга Шагин-Гирей. С мая 1771 г. с разрешения Екатерины II раз в месяц в субботу в Модельный дом для осмотра модели допускалась публика (кроме чернорабочих и зависимых лиц).
Работы по изготовлению модели были завершены к 2(13) апреля 1772 г., однако летом того же года императрица внесла изменения в проект центральной части Большого Кремлёвского дворца: её архитектура стала более сдержанной, и В. И. Баженов приступил к созданию нового варианта соответствующей части модели. Зимой 1773–1774 гг. модель в разобранном виде (включая обе версии центральной части) была доставлена в Санкт-Петербург и установлена И. Миллером в первом Аванзале Зимнего дворца. Екатерина II осмотрела модель 10(21), 13(24) и 17(28) января 1774 г. Согласно свидетельству Я. фон Штелина, была сделана специальная лестница из шести ступеней, поднявшись по которой можно было осмотреть модель изнутри (Малиновский К. В. Материалы Якоба Штелина. Т. 1. Санкт-Петербург, 2015. С. 260).
После возвращения в Москву из Санкт-Петербурга модель была вновь собрана в Модельном доме (одновременно произведён ремонт, связанный с повреждениями при перевозке), где в качестве достопримечательности простояла до начала 19 в. В 1812 г., после постройки здания Оружейной палаты (архитектор И. В. Еготов), модель была перенесена в специально спланированный для неё зал. В 1856 г. модель переместили в новое здание Оружейной палаты, но уже тогда значительная её часть хранилась в разобранном состоянии в запасниках, а экспонировался лишь фрагмент. В 1896 г. её перевезли в Румянцевский музей, где она находилась в ящиках. В 1906–1929 гг. модель была выставлена в архитектурно-художественном отделении (отделе) Политехнического музея (воссоздавалась с 1906 под руководством архитектора И. П. Машкова). В 1929–1936 гг. вновь хранилась в Оружейной палате. В марте 1936 г. передана в недавно организованный Музей архитектуры Всесоюзной Академии архитектуры (ныне Музей архитектуры имени А. В. Щусева).
В 1937 г. лучше всего сохранившаяся часть модели демонстрировалась в Белом зале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на выставке, посвящённой 200-летию со дня рождения В. И. Баженова. После реставрации (проведена под руководством заместителя директора по научной работе В. Н. Иванова и архитектора-реставратора Н. А. Пустоханова) модель была помещена в конце 1930-х гг. в самое обширное пространство музея – Большой собор Донского монастыря, где располагался филиал музея.
В 1991 г., после передачи обители Русской православной церкви и в связи с отсутствием помещений для хранения модели, она была вновь разобрана. До 2012 г. сотрудники музея проводили детальное научное изучение всех частей модели, в том числе экспертизу возраста и пород древесины, физико-химическое исследование красочного слоя, были отреставрированы несколько фрагментов. Время, многочисленные перемещения и не всегда квалифицированные реставрации и поновления за два столетия привели к многочисленным утратам. С 2022 г. модель вновь находится на реставрации.
Однако, несмотря на эти утраты, модель Большого Кремлёвского дворца отражает поразительную уверенность В. И. Баженова при создании такой сложной и смелой пространственной композиции, даёт ясное представление о характере его классицистического почерка, о его виртуозном владении языком архитектурного пространства и пластики. Модель создаёт почти реальное ощущение торжественной монументальности и парадной представительности залов самого раннего в России проекта классицистических дворцовых интерьеров такого масштаба.