Мизо
Ми́зо (лушеи, лушай, lushai; самоназвания – mizo, zomi, буквально – горные люди), народ группы центральных куки-чин (куки) на северо-востоке Индии, основное население штата Мизорам. В широком смысле мизо – все куки штата Мизорам. Живут также в штатах Ассам, Трипура, Манипур, Нагаленд, на востоке Бангладеш (области Силхет и Читтагонг) и северо-западе Мьянмы (в основном в национальной области Чин). Численность в Индии около 830,8 тыс. человек (2011, перепись), в Мьянме около 20 тыс. человек, в Бангладеш около 10 тыс. человек (2010, оценка). В Индии относятся к адиваси. Делятся на подгруппы: лушеи, панг, тлау, хуалнго, пайте, лакхеры и др. Язык мизо (лушеи) центральной подгруппы куки-чинской группы ветви куки-чин-нага тибето-бирманских языков, официальный язык штата Мизорам; письменность на основе латинской графики. Распространён также английский язык. В основном протестанты (пресвитериане, баптисты и др.).
Предки мизо составляли наиболее позднюю миграцию куки-чин из Мьянмы в Индию. Управлялись вождями (институт упразднён в 1954), совершали набеги на соседние области. С середины 19 в. их территорию завоёвывают англичане и в 1890-е гг. присоединяют к Ассаму (район Лушай-Хилс в горах Лушаи) с сохранением автономии в управлении. Среди мизо стали распространяться христианство и грамотность (в Мизораме один из самых высоких в Индии уровень грамотности). В 1946–1974 гг. существовала партия Общенародный союз мизо (затем Союз мизо), выступавшая за присоединение Лушай-Хилс к Индии. Их противники из Объединённой организации свободы мизо (1946–1951) призывали за присоединение к Бирме. В 1961 г. возник Национальный фронт мизо (MNF), до 1986 г. ведший вооружённую борьбу за отделение Мизорама от Индии. В 1952 г. Лушай-Хилс преобразован в автономный район, в 1972 г. образована союзная территория, в 1987 г. – штат Мизорам.
Традиционное занятие – подсечно-огневое ручное земледелие (джум); главная культура – суходольный рис. Развито узорное ткачество. Традиционная одежда – накидка и несшитая юбка (пуандум) с белыми и красными полосами, по праздникам – сложные головные уборы. В деревнях строили мужской дом (морунг). В основе социальной организации патрилинейные роды, связанные системой брачного обмена. Предпочтительны кросскузенные браки (в основном с дочерью брата матери, реже с дочерью сестры отца). Брачное поселение патрилокальное. Распространён авункулат (пу-ту). Система терминов родства бифуркативного типа с генерационным скосом типа «омаха». Сиблинги делятся по относительному возрасту, но сохраняются следы древнего тибето-бирманского деления сиблингов по относительному полу. Распространены минорат, выкуп за невесту или временная матрилокальность брака, выплата приданого (тхуам), умыкание (тландун). До 1954 г. существовали наследственные вожди. Практиковали охоту за головами, жертвоприношения, вторичные погребения (череп умершего хранили в доме). Сохраняются этногенетические мифы и предания, сказки о животных и др. По праздникам (кут) пьют рисовое пиво. Основные танцы – черав (ритм отбивается бамбуковыми палками), кхуаллам (исполнялся на общинном празднике кхуангчави), танец с шалями под звуки гонга и др.