«Мировая скорбь»
«Мирова́я скорбь» (нем. Weltschmerz), пессимистическое умонастроение в западноевропейской литературе конца 18 – 1-й половины 19 вв. Понятие «мировая скорбь» ввёл Жан Поль в романе «Селина, или Бессмертие души» (1810, опубликован в 1827) для описания пессимизма Дж. Байрона.
Первые проявления «мировой скорби» относятся к эпохе предромантизма («Страдания юного Вертера» И. В. Гёте; «Прогулки одинокого мечтателя» Ж.-Ж. Руссо). Романтизм создаёт галерею героев, проникнутых «мировой скорбью»: Рене («Атала» Ф.-Р. де Шатобриана), Рокероль («Титан» Жан Поля), Манфред («Манфред») и Чайльд Гарольд («Паломничество Чайльд Гарольда») Дж. Байрона и др. В романтической лирике тема «мировой скорби» с наибольшей силой выразилась у Н. Ленау и Дж. Леопарди, в России – у А. С. Пушкина (в начале 1820-х гг.) и М. Ю. Лермонтова.
«Мировая скорбь» представляет собой разочарование в обществе, цивилизации, моральных и прочих духовных ценностях, а также в мире вообще, который больше не приносит «новых радостей или новых истин» (слова Рокероля в «Титане»); её эмоциональный диапазон простирается от скуки и меланхолии до «совершенного и нескончаемого отчаяния» (Дж. Леопарди).
В годы европейской реакции (после 1815) и разгрома национальных революций (начало 1820-х гг.) «мировая скорбь» нередко приобретает политическую окраску, проявляясь как убеждение в обречённости мира на вечное рабство [«К чему стадам дары свободы? / Их должно резать или стричь» (Пушкин А. С. Свободы сеятель пустынный... // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Москва, 1994. Т. 2, [кн.] 1. С. 269)].