Методики диагностики психомоторики
Мето́дики диагно́стики психомото́рики (англ. methods for diagnostics of psychomotor apparatus), психодиагностические инструменты для измерения и оценки эффективности психомоторной деятельности, включающей в себя сознательно управляемые моторные акты, их сочетания и последовательную смену в организованных условиях. Под психомоторикой «понимается совокупность явлений (процессов), обобщающих психику с её двигательным выражением – мышечным движением» (Дудьев. 2008. С. 3). Психомоторика проявляется в широкой совокупности поведенческих актов человека: в произвольных действиях с предметами, моторных координациях в процессах устной и письменной речи, производственных операциях, исполнительской технике артиста или спортсмена, мимических выражениях эмоций и др. Зарождение научных представлений о психомоторике как психофизиологическом феномене исходно связано с разработкой И. М. Сеченовым теории психической регуляции поведения. Большой вклад в изучение психомоторики внесли И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский, Н. А. Бернштейн, Н. А. Розе, Е. П. Ильин и др. (Розе. 1970; Бернштейн. 1991; Ильин. 2003; Родин. 2017). Изучением механики движений человека занимается наука кинезиология.
Методики диагностики моторных способностей направлены на исследование зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия. Моторные тесты бывают аппаратурными и бланковыми. Связи между печатным вариантом теста и его аппаратурным аналогом обычно незначительны или вовсе отсутствуют. Большинство методик диагностируют движения рук, но некоторые включают движения ног и активность других мышц тела, если этого требует соответствующий вид деятельности. Существуют методики, измеряющие комбинацию моторики с другими способностями (перцептивными, пространственными, конструктивными, механическими). В связи с тем, что многие тесты могут быть выполнены только под контролем зрения и при наличии обратной афферентации, их также называют сенсомоторными. Психомоторные методики отличаются высокой специфичностью, факторы общей моторной одарённости выявить не удаётся (Кулагин. 1984; Психологическая диагностика ... 1997).
В зарубежной психодиагностике хорошо известны Тест на манипулирование небольшими предметами (Дж. Э. Кроуфорд, Д. М. Кроуфорд), Тест ловкости пальцев (Дж. О'Коннор), Тест ловкости (Э. Л. Стромберг), «Доска Пердью» (Дж. Тиффин), Миннесотский тест скорости манипулирования. Батарея тестов общих способностей (GATB), разработанная Службой занятости США, включает в себя психомоторные факторы: двигательная координация, пальцевая моторика, ручная моторика. Среди отечественных методик наиболее известен Двигательный тест Н. И. Озерецкого, предназначенный для диагностики моторного развития детей в возрасте от 4 до 16 лет. Эта методика получила мировое признание, созданы её зарубежные модификации (Шкала моторного развития Линкольна – Озерецкого, Тест двигательных умений Брунинкса – Озерецкого).
Различают комплексные моторные тесты, моделирующие конкретную деятельность, для оценки готовности к выполнению которой их используют, и тесты простых моторных функций, имеющие более широкую применимость (Анастази. 2007). Надёжность моторных тестов обычно составляет 0,7–0,8. Показатели надёжности-устойчивости могут снижаться из-за высокой тренируемости моторики. Специфичность моторных функций обусловливает невысокие показатели валидности. Например, коэффициенты корреляции между успешностью выполнения теста ручной ловкости Пердью и экспертными оценками профессиональной эффективности упаковщиков колеблются для разных субтестов от 0,19 до 0,47. Коэффициенты валидности для Миннесотского теста скорости манипулирования не превышают 0,4 (Психологическая диагностика ... 1997).
Методики диагностики психомоторики востребованы в психологии развития и педагогической психологии, профориентации и профотборе, психологии труда, психологии спорта, нейропсихологии и реабилитации больных и инвалидов.
Для оценки психомоторного развития ребёнка используются таблицы психомоторного развития и специализированные методики, имеющие возрастные нормативы, например шкалы А. Гезелла, Н. И. Озерецкого, КАТ/КЛАМС, Диагностический тест уровня развития (Институт нейрофизиологической психологии, Великобритания), Денверский скрининговый тест и др. (Журба. 1981; Потапчук. 2007; Безбородова. 2014; Годдард Блайт. 2017; Кешишян. 2020). Считается, что «соответствие психомоторного развития возрастным нормативам прироста навыков может служить главным критерием здоровья ребёнка раннего возраста» (Кешишян. 2020. С. 5).
В психологии профессиональной пригодности используются методики «Исследование простых и сложных сенсомоторных реакций», «Реакция на движущийся объект», «Двигательная координация и напряжённость» (Бодров. 2006). При психологическом сопровождении служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел оцениваются характеристики двигательных реакций, координация движений конечности, точность ручной координации, зрительно-моторная координация, максимальный темп циклических кистевых движений и его динамика (теппинг), измеряется выраженность статического и динамического тремора (Психодиагностика с сотрудниками ... 2021). В психологии спорта используются методики исследования сенсомоторных реакций, скорости, темпа, ритма, точности, координации и выразительности движений, двигательной устойчивости, тремора, устойчивости мышечного напряжения и равновесия (Родионов. 1973; Методики психодиагностики ... 1990).
В нейропсихологии выделяют несколько видов произвольных движений (праксиса): кинестетический, пространственный, кинетический (динамический), регуляторный. Большинство диагностических методик (нейропсихологических проб) описаны А. Р. Лурией. Для исследования кинестетического праксиса используется воспроизведение различных поз пальцев руки по кинестетическому образцу или под контролем зрения, перенос поз по кинестетическому образцу; для исследования кинетического праксиса – проба на динамический праксис («кулак – ребро – ладонь»), графомоторная проба («забор»), проба на реципрокную координацию (проба Н. И. Озерецкого); для исследования пространственного праксиса – пробы Г. Хэда (в модификации Лурии); для исследования регуляторного праксиса – проба на реакцию выбора («условные движения») и конфликтная проба (Балашова. 2013).
При проведении восстановительной терапии и реабилитации больных с очаговыми поражениями нервной системы «определяют объём и скорость движений, измеряют силу различных мышц, выявляют состояние и характер мышечного тонуса» (Найдин. 1972. С. 30). С помощью физиологических методов исследуют электровозбудимость нервно-мышечного аппарата, проводят хронаксиметрию, электромиографию, тонометрию, используют методы тензометрии. Большое внимание уделяют возможности больных осуществлять действия для бытовых манипуляций, самообслуживания и передвижения. Современная нейрореабилитация использует понятие двигательного контроля, определяемого как «способность к регуляции и управлению механизмами, необходимыми для организации движения» (Восстановительная неврология С. 61). Двигательный контроль может нарушаться при разной топике поражения нервной системы, поэтому для составления программы реабилитации проводят неврологическое и нейропсихологическое обследование моторных функций.