#Советские фольклористыСоветские фольклористыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоветские фольклористыСоветские фольклористыНайденo 16 статейЛитераторыЛитераторы Ончуков Николай ЕвгеньевичОнчуко́в Никола́й Евге́ньевич (1872–1942), российский фольклорист, этнограф. С 1901 г. член-сотрудник, с 1907 г. действительный член Русского географического общества по Отделению этнографии. Одним из первых проводил комплексное изучение Русского Севера. В 1900–1907 гг. осуществил фольклорно-этнографические экспедиции в Чердынский уезд Пермской губернии, в Поморье, в Олонецкую и Архангельскую губернии, став первооткрывателем мощной эпической традиции (сборник «Печорские былины», 1904) и народной драмы (сборник «Северные народные драмы», 1911); выпустил сборник «Северные сказки» (1908). Собирал древние рукописи и старопечатные книги, предметы крестьянского быта, исследовал культуру старообрядцев, изучал местные памятники вогулов (манси) и коми-зырян. В 1926–1928 гг. записывал сказки в Тобольской, Ленинградской, Олонецкой губерниях. Репрессирован (в 1931 и 1939), скончался в заключении. Реабилитирован в 1989 г.Музыковеды Харьков Владимир ИосифовичХарько́в Влади́мир Ио́сифович (1900–1974), российский и украинский этномузыколог, педагог. В разные годы заведовал специализированными научными подразделениями Всеукраинской академии наук, Московской консерватории, Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Ученик К. В. Квитки, внёс весомый вклад в изучение инструментальной культуры украинских лирников и кобзарей, смоленских скрипачей, жанра трудовых припевок. Составитель региональных песенных сборников по Калужской, Смоленской, Кировской областям и Красноярскому краю.Музыканты Кольцов Пётр ФёдоровичКольцо́в Пётр Фёдорович [26.1(7.2).1904, Баку – 16.12.1981, Архангельск], российский композитор и дирижёр. Из семьи регента. В 1922 г. окончил Бакинское музыкальное училище (ныне Бакинский музыкальный колледж имени Асафа Зейналлы), в 1928 г. – Московскую консерваторию по классу фортепиано К. Н. Игумнова. Занимался композицией у Б. Л. Яворского. После окончания консерватории работал в агитационном театре «Синяя блуза».Музыковеды Квитка Климент ВасильевичКви́тка Климе́нт Васи́льевич (1880–1953), украинский и российский этномузыколог. Один из крупнейших собирателей народной музыки, разработал перспективные методы экспедиционной работы. Исследователь музыкального фольклора восточных славян, коми, а также абхазского, азербайджанского, армянского, грузинского фольклора. Важнейшие теоретические работы и научные открытия связаны с изучением архаичных форм и жанров (календарно-обрядовых, свадебных, трудовых песен, баллад, дум и плачей), их ладовых и ритмических основ, а также традиционных народных инструментов (кобзы, колёсной лиры, флейты Пана, скрипки, трещоток). Основоположник этномузыкальной педагогики. Организатор и руководитель Кабинета музыкальной этнографии Всеукраинской академии наук (Киев, 1921) и Кабинета по изучению музыкального творчества народов СССР Московской консерватории (Москва, 1937).Музыканты Мехнецов Анатолий МихайловичМехнецо́в Анато́лий Миха́йлович (1936–2008), российский этномузыколог, заслуженный деятель искусств России (1994). Кандидат искусствоведения (1983). Собиратель и исследователь русского музыкального фольклора, педагог, общественный деятель. С 1976 г. возглавлял Лабораторию народного музыкального творчества Ленинградской консерватории (с 1991 Фольклорно-этнографический центр, с 2010 имени А. М. Мехнецова); создатель отделения этномузыкологии (1989, название с 2003). Научный руководитель и участник более 120 экспедиций, результаты которых составили один из крупнейших в России фондов фольклорно-этнографических материалов. Среди важнейших трудов: «Хороводные песни, записанные в Томской области» (1973), «Свадебные песни Томского Приобья: народные песни, записанные в Томской области» (1977), «Устьянские песни» (1983, 1984), «Лирические песни Томского Приобья» (1986), «Народная традиционная культура Псковской области» (2002), «Русские гусли и гусельная игра» (2006).Музыканты Шейблер Трувор КарловичШе́йблер Тру́вор Ка́рлович (1900–1960), российский композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР (1951), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Сыграл важнейшую роль в развитии музыкального искусства Кабардино-Балкарии, где почитается как основоположник национальной композиторской музыки. Изучив устное наследие кабардинцев и балкарцев, Шейблер в своих произведениях мастерски соединил европейскую академическую традицию и характерные особенности местных народных песен и наигрышей. Его одноактная опера-балет «Нарты» (1957, либретто Б. И. Куашева по Нартскому эпосу) – первое в республике музыкально-сценическое произведение. Среди других сочинений – Рапсодия-фантазия на кабардинские темы для фортепиано с оркестром (1951, 2-я ред. – 1954).Музыканты Покровский Дмитрий ВикторовичПокро́вский Дми́трий Ви́кторович (1944–1996), российский фольклорист, дирижёр, педагог. Создатель нового направления в сценической интерпретации народной музыки. Основатель Ансамбля Дмитрия Покровского (1973; первоначальное название – Ансамбль-лаборатория народной музыки), в нём за 23 года руководства объединил научное освоение фольклора с профессиональным его исполнением, а традиции народной музыки – с современностью. Государственная премия СССР (1988).Музыканты Щуров Вячеслав МихайловичЩу́ров Вячесла́в Миха́йлович (1937–2020), российский этномузыковед, собиратель и популяризатор музыкального фольклора, педагог, хоровой дирижёр, исполнитель народных песен, музыкальный критик и общественный деятель, заслуженный деятель искусств РФ (1993). Доктор искусствоведения (1992). В 1969–1972 гг. председатель Фольклорной комиссии Союза советских композиторов РСФСР. С 1967 г. преподавал в Московской консерватории (профессор с 1994). В 1967–1976 гг. преподавал в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Основатель и художественный руководитель фольклорного ансамбля «Соловка» (активно концертировавшего в 1975–1985). Составитель региональных песенных нотных сборников и аудиоизданий, освещающих южнорусские, казачьи, сибирские, забайкальские, алтайские, а также цыганские, абхазские песенные традиции. Среди важнейших трудов: «Южнорусская песенная традиция» (1987), «Стилевые основы русской народной музыки» (1998), «Жанры русского музыкального фольклора» (2007), «Региональные и локальные традиции русского народного музыкального творчества» (2021).Музыканты Речменский Николай СергеевичРечме́нский Никола́й Серге́евич (1897–1963), российский композитор и фольклорист, заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР (1940). В 1927 г. окончил Московскую консерваторию по классу Р. М. Глиэра, с того же года до 1940 г. преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории (название с 1936) и до 1938 г. – в Музыкальном училище имени Октябрьской революции (название с 1942; ныне Московский государственный институт музыки имени Альфреда Шнитке). С 1938 г. записывал и обрабатывал фольклор чеченцев и ингушей (сборники «Чечено-ингушские народные мелодии, запись и обработка для фортепиано», 1939; «Чеченские и ингушские народные мелодии и песни для голоса, хора и народных инструментов», 1962). В 1947–1949 гг. заведовал редакцией Музгиза. В 1957–1959 гг. художественный руководитель Оркестра народных инструментов Всесоюзного радио. Автор двух опер, двух симфоний, сочинений на русские, чеченские и ингушские темы, хоров и других произведений, учебных пособий по игре на баяне, справочника «Оркестр русских народных инструментов» (1956, 1963) и др.Музыканты Смирнов Борис ФёдоровичСмирно́в Бори́с Фёдорович (1912–1971), российский фольклорист, композитор. В 1940–1946 гг. композитор при Государственном музыкально-драматическом театре в Улан-Баторе (Монгольская Народная Республика), внёс значительный вклад в развитие современной монгольской музыки. Ассистент в Кабинете по изучению музыкального творчества народов СССР в Московской консерватории (1946–1949), заведующий Лабораторией демонстрации и звукозаписи (там же, 1949–1953). Участник фольклорных экспедиций; записал свыше 700 образцов народной музыки, из них около 600 – песни народов Центральной Азии, записал и опубликовал образцы русского инструментального фольклора. 12