Котикова Наталья Львовна
Ко́тикова Ната́лья Льво́вна (урождённая баронесса фон дер Остен-Сакен) [по уточнённым данным, 18(30).6.1905, Кронштадт – 16.2.1981, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронена на Серафимовском кладбище], российский музыковед-фольклорист, педагог, общественный деятель.
Биографические сведения
Из рода фон дер Остен-Сакенов. Бабушка со стороны отца, Екатерина Кирилловна Остен-Сакен (урождённая Зыбина; 1846–1923), происходила из семьи, многие представители которой владели землями в Псковской губернии, так что сосредоточенность Котиковой на изучении фольклора этого региона представляется неслучайной. Прабабушка Софья Александровна Зыбина (мать Е. К. Остен-Сакен, урождённая Алединская; 1823–1897) – ученица М. И. Глинки, блестящая пианистка, обладала красивым голосом и композиторскими способностями.
Согласно паспортным данным, Н. Л. Котикова родилась 18(30) июня 1906 г. в селе Иваньково Псковской губернии, однако благодаря публикации письма Е. К. Остен-Сакен от 5 июня 1905 г. (в котором сообщается, что в конце июня жена сына должна разрешиться вторым ребёнком) год и место рождения уточнены («по Пскову-то сам Пушкин мне земляк…». 2000. С. 132).
В формировании личности Н. Л. Котиковой огромную роль сыграл её отец, Лев Эрнестович Остен-Сакен (1879–1938), капитан 1-го ранга, командир императорской яхты «Полярная Звезда», виолончелист, с 1910 г. заведующий Музыкальной школой Балтийского флота.
После Октябрьской революции 1917 г. и увольнения отца со службы Котикова вместе с семьёй жила в родовом имении Иваньково Михайловской волости Великолукского уезда Псковской губернии (ныне деревня Локнянского района Псковской области). После ареста в начале января 1921 г. родителей и старшего брата, Максимилиана, за оказание сопротивления при конфискации имения она осталась одна с младшим братом – Алексеем, которому тогда не было и 12 лет. Вероятно, именно в последние годы своего пребывания в Иваньково (1920–1923) Котикова ближе познакомилась с жанром частушек.
В 1923 г., после того как родители Н. Л. Котиковой вернулись из лагеря, семья, официально выселенная из имения, перебралась в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Л. Э. Остен-Сакен поступил в оркестр Ленинградской филармонии, преподавал в Музыкальном техникуме имени Римского-Корсакова и хоровом училище Государственной академической капеллы; с 1930 г. солист-виолончелист ленинградского «Театра малых форм». В 1925 г. брат Максимилиан, студент Политехнического института, был расстрелян (Кондратьев М. Ложь и правда о Л. Э. Остен-Сакене – капитане и виолончелисте // Новый ЛИК. 2000. С. 115).
В 1931 г. Н. Л. Котикова, решившая вслед за отцом посвятить себя музыке, окончила инструкторско-педагогический факультет Ленинградской консерватории. Не сохранилось точных сведений, когда она поменяла фамилию, но, скорее всего, это произошло в начале 1930-х гг. В 1933–1938 гг. Котикова работала в Свердловском театре оперы и балета.
В 1935 г. семья была выслана в Чебоксары, в 1938 г. по ложному обвинению в шпионской деятельности отец и брат Алексей были расстреляны, а мать получила 3 года лагерей. Котикова вернулась в Ленинград, где с 1938 г. преподавала сольфеджио в детских музыкальных школах. В общей сложности она отдала педагогической работе более 30 лет жизни (до 1970), пользуясь заслуженным авторитетом среди коллег. В числе результатов этой работы – авторские учебные пособия на материале народной песни (Интонационные ...1968; 2-е издание. – Ленинград ; Москва : Советский композитор, 1971; 3-е издание 1974).
В годы блокады оставалась в Ленинграде. 31 августа 1941 г. зачислена в состав артиллерийского батальона Народного ополчения Дзержинского района и участвовала в оборонных работах. В 1941–1942 гг. преподаватель и заведующий учебной частью в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. 13 марта 1943 г. вошла в Ленинградский союз композиторов (с 1948 в составе Союза композиторов СССР).
В послевоенные годы деятельность Н. Л. Котиковой приобрела новые направления. Помимо работы в музыкальной школе, Союзе композиторов, многочисленных жюри хоровых конкурсов, в 1947–1949 гг. она руководила музыкальным отделением Ленгосэстрады (впоследствии Ленконцерт). Ей удалось привлечь к активной концертной работе немало видных исполнителей, в частности вокальный квартет сестёр Фёдоровых.
В 1950 г. Котикова стала членом правления Ленинградского отделения Музфонда СССР. Много лет она была членом правления, а затем председателем отделения; на этот пост её избирали не менее 15 раз подряд, что говорит об уважении, которым она пользовалась в среде коллег-музыкантов.
В 1950-е гг. Н. Л. Котикова принимала активное участие в работе Фольклорной секции Ленинградского отделения Союза композиторов СССР; несколько лет была её секретарём. Начиная с 1960-х гг. при её участии развернулась активная деятельность секции по организации этнографических концертов на концертной площадке ленинградского Дома композиторов.
Экспедиционная работа и научный вклад
Н. Л. Котикова активно включилась в собирательскую деятельность Фонограммархива Института русской литературы (ИРЛИ, Пушкинский Дом). Её первая экспедиция в Псковскую область состоялась в 1946 г. Вместе с сотрудницей института Анной Георгиевной Кудышкиной (1915–2002) она побывала в деревнях Декшино и Митковицы, Старом Изборске – населённых пунктах, известных ей по записям 1930-х гг., а также в г. Печоры. Участие в этой экспедиции стало началом большой работы по собиранию и популяризации фольклора Псковской области, определившей творческие интересы и дальнейшую судьбу Котиковой на многие годы.
Летом 1947 г. в экспедиции в Печорский, Пушкиногорский и Полновский районы Псковской области работала вместе с опытной собирательницей Софьей Давыдовной Магид (1892–1954). В 1949 г. Котикова в последний раз приняла участие в псковской экспедиции Пушкинского Дома, совершив вместе с Магид поездку в Великолукскую область (имевшую в те годы самостоятельный статус). Собиратели отметили новый по сравнению с севером Псковщины репертуар: жнивные, масленичные, «иваньские» песни. Особый интерес для исследовательниц представляли частушки как живой «современный» жанр, обладающий высокими художественными достоинствами. Н. Л. Котикова записала сотни текстов «припевок» (аутентичное название частушек у народных исполнителей). С этого времени частушка стала одной из ведущих тем её собирательской и публикаторской деятельности. Благодаря этой работе многие музыканты – композиторы и фольклористы – обратили внимание на этот жанр.
В дальнейшем Н. Л. Котикова строила экспедиционную работу в Псковской области по собственному плану. Организационно-материальное обеспечение её поездок перешло в ведение Ленинградского отделения Музфонда. В 1952–1959 гг. она возвращалась к записям, сделанным в Печорском и других северных, а также центральных районах Псковской области, работала в сопредельных районах Калининской (ныне Тверская) и Новгородской областей. В 1960-х – начале 1970-х гг. сосредоточилась в основном на юге Псковской области, не считая специальных маршрутов, посвящённых Гдовскому и Порховскому районам, а также соседним районам Эстонской ССР (побережье Чудского озера).
В общей сложности экспедиционная деятельность Котиковой продолжалась почти 25 лет. Она обследовала большинство районов Псковской области (в её современных границах). Лишь однажды маршрут её экспедиции пролёг в местах, далёких от Северо-Запада России, – в 1964 г. она отправилась в Алтайский край.
В конце 1950-х гг. Н. Л. Котикова начала публиковать записи псковского фольклора. В 1958 г. вышел один из первых сборников, где наряду с советскими массовыми песнями появляются аутентичные песни Псковщины, – «Псковские песни». В 1962 г. увидело свет издание «Гдовская старина», полностью посвящённое псковскому традиционному фольклору (репертуар народного коллектива из села Подолешье Гдовского района).
В 1966 г. вышел сборник «Народные песни Псковской области», ставший итогом многолетней собирательской работы и включивший лучшие образцы фольклора северных и центральных районов Псковщины, записанные в экспедициях ИРЛИ (1946, 1947) и Музфонда (1950–1960-е гг.). Особый раздел сборника составили материалы, записанные в Печорском районе. Процесс разрушения народной традиции коснулся его в меньшей степени, и традиционная песенная культура сохранилась здесь лучше, чем во многих других регионах. Адресованный не узкому кругу специалистов-фольклористов, а музыкантам разных специальностей – композиторам, музыковедам, исполнителям, сборник на долгие годы стал наиболее полной публикацией псковского фольклора и дал толчок для новых полевых исследований 1980–2000-х гг.
Н. Л. Котикова строила свою собирательскую работу на поиске выдающихся народных исполнителей. Итог её многолетней полевой деятельности – уникальное собрание народных песен и наигрышей Псковской области, а также сопредельных с ней районов Новгородской и Тверской областей. Особенно интересными и редкими записями представлена инструментальная музыка: ей удалось сделать одну из первых записей псковской гусельной игры, наигрышей на пастушеском рожке (псковская разновидность, наподобие жалейки), скрипке, балалайке, гармонике.
Фольклорное собрание Н. Л. Котиковой и её архив хранятся в Фонограммархиве ИРЛИ.
Записи Н. Л. Котиковой, сделанные в Псковской и Ленинградской областях, вошли в публикации других авторов (Рубцов Ф. А. Народные песни Ленинградской области. Москва, 1958; Соколов Ф. В. Гусли звончатые. Москва, 1959), использовались в научных трудах в качестве музыкальных примеров [Земцовский И. И. О вариантности протяжных песен // Советская музыка. 1960. № 7. С. 101–107; Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Ленинград, 1964 (песни «Скажу сама, ой, сама», «Э-ой, денек-скука», «Эх, по зарям да зарям»); Пьянкова С. В. Напевы-формулы русской свадьбы // Славянский музыкальный фольклор. Москва, 1972. С. 205–226].
Особая заслуга Н. Л. Котиковой – открытие народного искусства для целого поколения молодых музыкантов, участников экспедиций. Это композиторы В. А. Гаврилин, С. М. Слонимский, Г. Г. Белов, Т. А. Воронина, И. М. Ельчева, музыковеды А. М. Мехнецов, Н. П. Рязанова, Т. Г. Знаменская и др. Благодаря этим поездкам «для ленинградских композиторов народная музыка не мёртвая история, а живая жизнь», как писала Котикова в заметках о «новой фольклорной волне» в композиторском творчестве (Рукопись. ИРЛИ РАН. Фонограммархив. РФ. П. 265-20. Ед. хр. 4. Л. 4). Экспедиционные впечатления обогатили их интонационный язык, отразились в музыкальном тематизме значимых произведений 2-й половины 20 в. (например, в оратории Гаврилина «Перезвоны», опере Слонимского «Виринея»).
Из опыта, который молодые музыковеды перенимали у Н. Л. Котиковой в экспедициях, вырастали их собственные собирательские методики, складывалась новая школа ленинградских (впоследствии петербургских) фольклористов. В частности, Котикова пригласила А. М. Мехнецова участвовать в своей экспедиции, узнав о том, что ленинградский музыкант – преподаватель музыкальной школы во время своего похода по реке Ловать записывал народные песни. Интуиция подсказывала ей, что он сможет полностью посвятить себя собирательской работе, и она не ошиблась.
В целях поддержки фольклорной традиции на местах Н. Л. Котикова постоянно включала в свои экспедиционные группы представителей местных отделов культуры, Домов народного творчества, писала о своей собирательской работе в местной прессе.
Ещё одним важным направлением её деятельности в 1950-е гг. явилась просветительская работа, направленная на широкого читателя, не имеющего возможности непосредственно познакомиться с выдающимися произведениями фольклора в их живом звучании. В частности, Н. Л. Котикова писала о своих экспедициях в журнале «Советская музыка». В 1959 г. появилась книга «Песня – душа народа», написанная совместно с Б. М. Добровольским, в то время заведовавшим Фонограммархивом.
Н. Л. Котикова – автор книг и статей о ленинградских музыкантах, с которыми её связывали дружеские отношения: Ф. А. Рубцове, композиторах В. К. Томилине (1908–1941) и Ю. М. Зарицком (1921–1975).
Некоторые труды Котиковой остались неопубликованными, не завершена рукопись тома частушек для серии «Собрание русских народных песен» (редактор Л. Н. Лебединский, издание инициировано Д. Д. Шостаковичем).
По словам Ф. А. Абрамова, с которым она дружила на протяжении многих лет, у Котиковой был «самый высокий талант, которым природа наделяет человека, – талант доброты и человечности», и при этом «какой-то особый нюх на болевые точки в жизни, какое-то особое чутьё на тех людей, которым нужно помочь, которые нуждаются в слове утешения и ободрения» (Абрамов Ф. А. Чем живем-кормимся. Ленинград, 1986. С. 294).