#Российские фольклористы 20 века
Российские фольклористы 20 века
Тег

Российские фольклористы 20 века

Российские фольклористы 20 века
Найденo 12 статей
Филологи
Абаев Василий Иванович
Аба́ев Васи́лий Ива́нович (1900–2001), российский филолог, заслуженный деятель науки РСФСР, Северо-Осетинской АССР (1957) и Грузинской ССР (1980). Автор трудов по иранистике, этимологии и фольклористике, общему и сравнительному языкознанию. В «Историко-этимологическом словаре осетинского языка» (т. 1–5, 1958–1995) сопоставил около 190 языков различных языковых семей. Исследовал нартский эпос. Государственная премия СССР (1981).
Василий Абаев
Музыканты
Мехнецов Анатолий Михайлович
Мехнецо́в Анато́лий Миха́йлович (1936–2008), российский этномузыколог, заслуженный деятель искусств России (1994). Кандидат искусствоведения (1983). Собиратель и исследователь русского музыкального фольклора, педагог, общественный деятель. С 1976 г. возглавлял Лабораторию народного музыкального творчества Ленинградской консерватории (с 1991 Фольклорно-этнографический центр, с 2010 имени А. М. Мехнецова); создатель отделения этномузыкологии (1989, название с 2003). Научный руководитель и участник более 120 экспедиций, результаты которых составили один из крупнейших в России фондов фольклорно-этнографических материалов. Среди важнейших трудов: «Хороводные песни, записанные в Томской области» (1973), «Свадебные песни Томского Приобья: народные песни, записанные в Томской области» (1977), «Устьянские песни» (1983, 1984), «Лирические песни Томского Приобья» (1986), «Народная традиционная культура Псковской области» (2002), «Русские гусли и гусельная игра» (2006).
Анатолий Михайлович Мехнецов в экспедиции
Музыковеды
Котикова Наталья Львовна
Ко́тикова Ната́лья Льво́вна (1905–1981), российский музыковед-фольклорист, педагог, общественный деятель. Занималась изучением традиционной музыкальной культуры Псковщины. Автор статей, исследований и нотных сборников, посвящённых фольклору Псковской области, а также жанру частушки; учебных пособий по сольфеджио на материале народной песни. Важнейшие работы среди изданных: «Псковские песни» (1958), «Гдовская старина. Русские народные песни и наигрыши Гдовского района» (1962), «Народные песни Псковской области» (1966).
Наталья Львовна Котикова
Музыкальные коллективы
Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории
Фолькло́рный анса́мбль Санкт-Петербу́ргской консервато́рии, российский музыкальный исполнительский коллектив. Основан в 1976 г. А. М. Мехнецовым, который оставался его руководителем до конца жизни (2008). С 2008 г. ансамбль возглавляет заведующая кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории Г. В. Лобкова, руководители групп – К. А. Мехнецова, Е. С. Редькова, К. А. Крылов, М. Д. Крылова. Ансамбль исполняет русские народные песни, инструментальные наигрыши, фрагменты народных обрядов; бо́льшая часть репертуара записана в экспедициях участниками ансамбля. За годы его существования подготовлено более 300 концертных программ, в том числе проведено 10 абонементных сезонов на сцене Малого зала имени А. К. Глазунова в Санкт-Петербургской консерватории. В концертах также принимали участие Фольклорный ансамбль Московской консерватории, ансамбли из Вологды, Воронежа, Новосибирска, народные исполнители. Коллектив выступал на фестивалях Невские хоровые ассамблеи (на сцене Государственной академической капеллы имени М. И. Глинки, 1980-е гг.), Кижские колокола (музей-заповедник Кижи, 1992), на Днях славянской письменности и культуры в Великом Новгороде (1988, 1990), многочисленных фестивалях народной музыки в Москве, Вологде, Воронеже, Новосибирске, Сургуте, Перми и других городах России. С начала 1980-х гг. постоянный участник ежегодного фестиваля Псковские жемчужины (Пушкинские Горы). В 1987 г. участвовал в Международном смотре фольклора в Загребе (Югославия, ныне Хорватия), в 1990 г. выступал во Франкфурте-на-Майне (Германия), в 1994 г. совершил турне по городам Австрии. В 1980–2000-х гг. постоянный участник фестивалей в Латвии и Литве (в их числе – Покровские колокола в Вильнюсе). С участием ансамбля сняты музыкальные фильмы: «Снега» (1981, о святочных обрядах), «Поклонилась весна кузнецу» (1982, о песнях и обрядах Масленицы), «И хлеб, и песня» (1983, о свадебном фольклоре и жатвенных трудовых традициях), «Живые струны» (1986, об искусстве русских гусляров; все – режиссёр М. М. Михеев), «Тот уголок земли…» (1987, народные песни в записи А. С. Пушкина; режиссёр Н. Тихонов).
Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории в Великом Устюге
Литераторы
Сумцов Николай Фёдорович
Сумцо́в Никола́й Фёдорович (1854–1922), русский и украинский фольклорист, этнограф, литературовед, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1905). Профессор Харьковского университета и председатель Историко-филологического общества при нём (1897–1919); организовывал библиотеки и музеи. Автор фольклорно-этнографических трудов «О свадебных обрядах, преимущественно русских» (1881), «Современная малорусская этнография» (1892–1896) и др., историко-литературных исследований «Лазарь Баранович» (1885) и др., статей и очерков по этнографии и украинской и русской литературе.
Николай Сумцов
Музыковеды
Кабанов Андрей Сергеевич
Кабано́в Андре́й Серге́евич (род. 1946), российский фольклорист, собиратель, исполнитель народных песен. В первой экспедиции побывал в 1963 г., ещё учась в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории. В 1964–1969 гг. учился в Московской консерватории (дипломная работа «Дискант как особый подголосок донской казачьей песни», руководитель А. В. Руднева), одновременно работал лаборантом, затем старшим лаборантом Кабинета народной музыки (1966–1973). Тесно сотрудничал с Е. В. Гиппиусом, по приглашению которого работал в Фольклорной комиссии ССК РСФСР (старший консультант, 1973–1976). В 1976–1991 гг. старший научный сотрудник в Московском государственном институте культуры. Стоял у истоков создания Ансамбля Дмитрия Покровского (1973), был научным консультантом коллектива. Задачей своей научно-практической работы видит сохранение традиционной культуры в условиях города и её возвращение в места исконного бытования. За 50 лет полевой работы собрал богатейший архив, насчитывающий 20 тыс. записей из 15 регионов, преимущественно образцов казачьего музыкального фольклора. Один из лидеров молодёжного фольклорного движения, при его участии сложились московские коллективы «Казачий круг», «Живая песня», «Измайловская слобода» и др. Член правления Российского фольклорного союза (с 1989).
Андрей Сергеевич Кабанов
Музыковеды
Свиридова Ирина Константиновна
Свири́дова Ири́на Константи́новна (1924–1975), российский музыковед, фольклорист, педагог. С отличием окончила фортепианный (1947) и историко-теоретический (1948) факультеты Азербайджанской консерватории. В Баку занималась изучением азербайджанской традиционной и национальной композиторской музыки. В 1952–1956 гг. аспирант Московской консерватории (руководитель В. М. Беляев). В 1962 г. по предложению А. В. Рудневой принята в Кабинет народной музыки Московской консерватории на должность старшего лаборанта, с 1966 г. преподаватель кафедры истории музыки народов СССР. В 1974 г. завершила диссертацию «Из истории Московской музыкально-этнографической комиссии», однако защитить её не успела. В 1960–1973 гг. провела около 20 экспедиций Московской консерватории и Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. Ей принадлежит приоритет в изучении народных музыкальных традиций казаков-некрасовцев (1963), русских липован в Румынии (потомки старообрядцев Филипповского согласия; 1967), уральских казаков (1971). По следам Е. Э. Линёвой сделала записи духовных песнопений молокан и духоборов (1970, 1971). Среди важнейших публикаций: книга о Кабинете народной музыки (1966), статьи о работе А. М. Листопадова (1973, 1976) и об истории собирания азербайджанского фольклора (1973), очерки о Н. А. Янчуке (1986) и А. Л. Маслове (2002).
Ирина Константиновна Свиридова
Музыковеды
Герасимов Олег Михайлович
Гера́симов Оле́г Миха́йлович (род. 1937), российский музыковед, фольклорист, педагог, заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1987). В 1960 г. окончил как филолог Марийский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской, в 1967 г. – Музыкальное училище имени И. С. Палантая в Йошкар-Оле, в 1972 г. – дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории. В годы учёбы увлёкся фольклором, в 1969–1972 гг. лаборант Кабинета народной музыки Московской консерватории. Окончил аспирантуру под руководством А. В. Рудневой (1981). Кандидатская диссертация «Музыкальный фольклор елабужских мари» (1995). Преподаёт с 1960 г.: работал в Музыкальном училище имени И. С. Палантая, Марийском государственном университете, Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. В 1981–2001 гг. ответственный секретарь правления Союза композиторов Республики Марий Эл. Автор свыше 200 статей, учебных и методических пособий, книг о марийском музыкальном фольклоре и творчестве марийских композиторов. В 2000 г. защитил диссертацию «Народные музыкальные инструменты мари: традиции и современность», став первым в Марий Эл доктором искусствоведения.
Олег Михайлович Герасимов
1
2