Материалистическая теория происхождения государства
Материалисти́ческая тео́рия происхожде́ния госуда́рства (марксистская теория происхождения государства, историко-материалистическая теория происхождения государства, диалектико-материалистическая теория происхождения государства), концепция, согласно положениям которой экономические факторы являются главенствующими в процессе происхождения, становления и развития государства. К таким факторам относят: общественное разделение труда, формирование частной собственности, раскол общества на классы, появление классовых антагонистических противоречий. Основные принципы теории были изложены в 19 в. немецкими философами, основателями исторического и диалектического материализма К. Марксом и Ф. Энгельсом в совместных трудах «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Позднее материалистическая теория происхождения государства была развита В. И. Лениным в работах «Государство и революция» и «О государстве». В советском государстве материалистическая (классовая, марксистская) концепция признавалась единственно верной.
Положения материалистической теории происхождения государства исходят из того, что общественные экономические процессы являются предпосылкой, причиной появления классовых противоречий, которые в свою очередь ведут к образованию государства. К числу таких процессов справедливо причисляют накопление излишнего продукта производства, результатом чего выступает формирование частной собственности и её сосредоточение у отдельных лиц; возникновение неравенства социального и экономического порядка и, как следствие, появление разных социальных групп, классов, слоёв населения, для которых характерен набор различных интересов. Сущность государства в таком случае выражается через преимущественное обеспечение интересов экономически господствующего класса.
Первоначально толчок для экономического развития первобытнообщинного общества и формирования государства и государственности дал процесс разделения труда: скотоводство отделилось от земледелия, появилось ремесленничество, сформировался особый класс людей – купечество, которое было занято только обменом и торговлей. Рост производительности труда (люди стали производить больше, чем потреблять) был следствием вышеуказанного процесса. В связи с этим экономика из присваивающей трансформировалась в производящую.
Накопление частной собственности привело к появлению неравноправных социальных слоёв, интересы которых характеризовались антагонистической природой, что привело к формированию и развитию межклассовых конфликтов, требующих быстрого разрешения, поскольку от этого зависела жизнеспособность всего общества. Единственным способным справится с подобной ситуацией средством виделось государство, обеспечивающее управление делами общества, а также осуществляющее подавление возражений неимущего класса. Таким образом, произошло постепенное отделение публичной власти из общества, которая уже не выражала его интересы, а способствовала обеспечению интересов экономически господствующего класса.
Первоначально частная собственность в основном сосредоточилась в руках племенной элиты, уже обладающей определёнными преимуществами. Экономическое господство трансформировало представителей элиты в категорию управленцев, в интересы которых входило образование новой политической структуры в виде государства для защиты прежде всего их собственных интересов. В то же время цель его образования – это не только поддержка экономически господствующего класса, но и сохранение всего общества.
Таким образом, преимущественно экономические причины повлекли образование государства, которое стало необходимым инструментом, управляющим социумом и сдерживающим, подавляющим назревшие межклассовые конфликты.
Следует отметить, что представители материалистической теории происхождения государства считали, что исчезновение деления общества на классы повлечёт за собой исчезновение и государства, т. е. Маркс, Энгельс, Ленин резюмировали, что государство представляет собой временное, исторически преходящее явление.
Данная теория описывает объективно сложившиеся процессы развития человеческого общества. Справедливым является тот факт, что важную роль в развитии общества и становлении государства играет именно материальный фактор. Энгельс при характеристике государства акцентирует внимание не только на таком его признаке, как наличие публичной власти (особый слой людей, отделённый от общества и занимающийся управлением его делами), но и на наличии собственной территории, права, системы взимания сборов и налогов.
Объективно доказан факт того, что переход от присваивающей экономики к производящей влечёт за собой экономическую дифференциацию общества на определённые группы, в то время как деление по социальным ролям характерно для первобытнообщинного периода. История также подтверждает образование аппарата управления и подавления экономически господствующим классом в лице органов государственной власти, обеспечивающих их господствующее положение (первые государства в мире были эксплуататорскими).
Представители данной теории переоценивают значение социально-экономических причин в образовании государства. Анализ процесса происхождения государств у разных народов и в разных регионах доказывает, что значительное влияние на процесс становления и развития государства оказывают и другие факторы: религиозные, национальные, психологические, военно-политические и др. Например, угроза внешнего нападения объединяла первобытнообщинное общество, а не разобщала его. Появившееся государство в результате такого объединения организовывало оборону всех людей, проживающих на его территории, осуществляло нападение на другие народы и захватывало богатство. В связи с этим входит в противоречие с объективной реальностью ещё одно положение материалистической теории происхождения государства – о том, что государство защищало интересы только экономически господствующего класса.
Вывод Маркса, Энгельса и Ленина о том, что государство является временным явлением и перестанет существовать с исчезновением классов, ныне оспаривается. Считается, что государство, возникнув однажды, будет существовать всегда, подстраивая и трансформируя способы взаимодействия с обществом.