Маркер Крис
Марке́р Крис (Chris Marker; настоящие имя и фамилия Кристиан Буш-Вильнёв, Christian Bouche-Villeneuve) (29.7.1921, Нёйи-сюр-Сен, департамент Сена, ныне департамент О-де-Сен, Франция – 29.7.2012, Париж), французский режиссёр-документалист, фотограф, писатель.
Изучал философию в Сорбонне в конце 1930-х гг. Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. присоединился к маки, затем уехал в США, служил десантником в американских ВВС.
В 1946 г. вернулся во Францию и начал карьеру журналиста. Писал статьи о литературе, театре и кино для журнала Esprit. В 1949 г. опубликовал роман «Человек и его свобода: размышления о текстах, написанных Крисом Маркером» («L'Homme et sa liberté: jeu pour la veillée utilisant des textes recueillis par Chris Marker»). В это же время познакомился с А. Базеном и с 1951 г. стал автором журнала Cahiers du cinema.
В 1952 г. сблизился с режиссёрами группы «Левый берег» (La rive gauche) – А. Рене, А. Варда и Ж. Деми, придерживавшимися левых, социалистических идей. Как режиссёр дебютировал фильмом «Олимпия 52» («Olympia 52», 1952); снятый на плёнку 16 мм, фильм посвящён Олимпийским играм 1952 г. в Хельсинки. В 1953 г. совместно с Рене снял документальный фильм «Статуи тоже умирают» («Les statues meurent aussi», 1953; премия Жана Виго, 1954) о судьбе африканского искусства (запрещён французской цензурой за критику политики Франции в африканских колониях). Позднее совместно с Рене работал над фильмом «Ночь и туман» («Nuit et brouillard», 1956; премия Жана Виго, в том же году) об Освенциме спустя 10 лет после окончания 2-й мировой войны.
В 1967 г. основал объединение SLON (Общество продвижения новых проектов, Société pour le lancement des oeuvres nouvelles), куда вошли режиссёры – приверженцы левых политических взглядов. В 1974 г. объединение сменило название на I.S.K.R.A («Изображения, звуки, воспроизведение, производство, озвучивание», Images, Sons, Kinescope, Réalisations, Audiovisuelles) и продолжило деятельность уже без Маркера. В 1967 г. основал кинематографическое объединение «Группа Медведкин», названное в честь А. И. Медведкина, с которым Маркер дружил в течение многих лет. Объединение существовало до 1974 г.
Маркер – создатель жанра документального фильма-эссе (термин Базена), в котором документальные кадры сочетаются с изысканным литературным комментарием и поэтическим обобщением фактов реальной действительности. В этом жанре созданы фильмы: «Письмо из Сибири» («Lettre de Sibérie», 1958), «Прекрасный май» совместно с П. Ломмом [«Le joli mai», 1963; приз Венецианского кинофестиваля, внеконкурсный показ; премия «Золотой голубь» на Международном фестивале документального и анимационного кино DOK (Internationales Leipziger Festival für Dokumentar und Animationsfilm) в Лейпциге, обе – 1963], «Без солнца» («Sans soleil», 1982; премия Международной католической организации Берлинского кинофестиваля, премия Британского киноинститута, все – 1983), «Юнкопия» («Junkopia», 1981; премия «Сезар», в том же году).
Придерживаясь идей социализма, путешествовал по коммунистическим странам и снимал политическое кино: «Описание боя» («Description d'un combat», 1960; приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, 1961) об истории Израиля, «Куба – да!» («Cuba Sí!», 1961) о приходе к власти Ф. Кастро, «Далеко от Вьетнама» («Loin du Vietnam», 1967) о войне во Вьетнаме, «Цвет воздуха – красный» («Le fond de l'air est rouge», 1977) о движении «новых левых».
Режиссёр применял монтажные приёмы киноавангарда 1920-х гг., в особенности советского. Сочетание кадров, не связанных между собой линейной логикой, рождало новый, ранее неизвестный смысл, поднимающий документальный фильм до уровня поэтического обобщения. Принцип столкновения кадров средствами монтажа для рождения нового смысла Маркер заимствовал у В. И. Пудовкина, а принцип поэтического обобщения действительности средствами документального кино – у Д. Вертова.
Активно использовал документальную фотографию, изобретая новый жанр кино – фотофильм. В этом жанре создал свою единственную игровую ленту – «Взлётная полоса» – о субъективно переживаемых путешествиях во времени: «Во "Взлётной полосе" (1962), самой известной его картине, благодаря своим воспоминаниям герой перемещался во времени. В каком-то смысле то, что мы называем прошлым и будущим, тождественно тому, что мы называем зарубежьем, – это вопрос преодоления границы, а не дистанции. Эти границы формируют нашу память и наше восприятие. А образ – это то, что позволяет нам бросить свой взгляд за пределы» (Артамонов. 2015).
Тема субъективного переживания времени возникает под влиянием интереса режиссёра к творчеству М. Пруста, который средствами литературы воссоздавал мир личных воспоминаний в цикле романов «В поисках утраченного времени».
Кинематограф Маркера намеренно размывает границу между игровым и документальным кино, обнаруживая условное содержание этих терминов. Кинокритик А. Мигурский пишет: «Режиссёрам "Левого берега" художественность (метакомментирование и поиск неожиданных метафор на основе параметров кинокадра) помогала осмыслить глобальные, сложные события, которые происходили прямо перед их глазами, меняющие облик ставшего после войны столь хрупким мира. Документальный кадр помогал им спасать навсегда уходящее. Для режиссёров Cahiers du cinema важно было документально запечатлеть данную им культурную реальность, заменившую историю» (Следующее столетие будет веком Маркера. 2021).
Завершив работу над фильмом «Без солнца», Маркер увлёкся цифровыми технологиями, с помощью которых снял фильмы «Пятый уровень» («Level Five», 1996) и «Память» («Immemory», 1998, 2008).
Снимал документальные фильмы о деятелях искусства: «Одиночество певца на длинную дистанцию» об актёре и певце И. Монтане («La solitude du chanteur de fond», 1974), «АК» о кинорежиссёре Куросаве Акире («A.K.», 1985), «В честь Симоны Синьоре» об актрисе С. Синьоре («Mémoires pour Simone», 1986), «Гробница Александра, или Последний большевик» о Медведкине («Le tombeau d'Alexandre», 1993), «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» о режиссёре Андрее А. Тарковском («Une journée d'Andrei Arsenevitch», 1999).