Маратхская литература
Мара́тхская литерату́ра, литература на языке маратхи, одна из литератур Южной Азии. Развивается в Индии, преимущественно на территории современного индийского штата Махараштра.
Ранняя эпиграфика на маратхи датируется 10–12 вв. Древнейшие из сохранившихся памятников маратхской словесности – тексты реформаторских религиозных течений (13 в.). В конце 13 в. Джнянешвар создал поэтический комментарий к «Бхагавадгите» – «Разъяснение истинного смысла» («Бхавартха-дипика»; известен также под названием «Джнянешвари»), положивший начало традиции варкари (маратхского варианта бхакти) и считающийся непревзойдённым шедевром маратхской литературы. Младшим современником и последователем Джнянешвара был Намдев, которому приписывается большое количество абхангов (религиозных стихов-песнопений) на языках Северной Индии. 2-ю половину 14 – 15 вв. называют «веками мрака» в маратхской литературе: это было время установления власти мусульман и вызревания новых форм культуры. В 16 в. традицию поэзии варкари продолжил Экнатх. В 1-й половине 17 в. внук Экнатха Муктешвар переложил на маратхи «Рамаяну» и часть «Махабхараты». В 16–17 вв. получили распространение произведения на маратхи христианских миссионеров и местных мусульман. Самое знаменитое христианское сочинение на маратхи – «Криста-пурана» («Пурана о Христе», 1616) англичанина-иезуита Т. Стивенса. Его младшим современником был Шейх Мухаммад, наиболее известный из поэтов-мусульман, соединивший в своей поэзии идеи суфизма и бхакти. Среди значительных явлений маратхской литературы 17 в. – абханги Тукарама, религиозно-политический трактат «Наставление рабу [Божьему]» («Дас-бодх») Рамдаса – идейного вдохновителя Шиваджи, переложение и комментарий «Бхагавадгиты» поэта и философа Вамана Пандита. Крупнейший поэт 18 в. Моропант переложил на маратхи «Махабхарату». В 17–18 вв. на основе фольклора сложились жанры повада (историческая баллада) и лавани (лирика, в основном любовная), а также характерный для маратхской литературы жанр исторической хроники (бакхар).
С установлением на заселённых маратхами землях британской власти (1818) распространилось книгопечатание, появились периодические издания на маратхи, переводы Библии и европейских писателей (Дж. Беньяна, Д. Дефо, Дж. Свифта и др.). Первым романом на маратхи (и одним из первых индийских романов) считают «Странствие Ямуны» (1857) Б. Падманджи, индийца, обращённого в христианство. Во 2-й половине 19 – 1-й половине 20 вв. происходит активное освоение европейских идей и литературных форм. Развитие маратхской прозы в этот период связано с деятельностью публицистов. Дж. Пхуле, выходец из низших каст, Г. Х. Дешмукх (известный под псевдонимом Локхитвади – «радетель о народном благе») и Г. Г. Агаркар обличали несправедливость традиционного индусского общества и пропагандировали идеи социального равенства и демократии. Маратхскую (индусскую) самобытность отстаивал в своих многочисленных статьях В. Чиплункар, которого называют «отцом маратхской прозы». М. Г. Ранаде, один из основателей Индийского национального конгресса, учредил в Бомбее Прартхна Самадж («Молитвенное общество», 1867), которое, подобно Брахмо Самадж в Западной Бенгалии, стремилось найти некую среднюю линию между «западничеством» и «самобытничеством». Известный политический деятель Б. Г. Тилак внёс немалый вклад в маратхскую литературу своими сочинениями, прежде всего комментарием на «Бхагавадгиту» – «Тайна Гиты» («Гита-рахасья», 1915). Его современниками были знаменитый романист («маратхский Вальтер Скотт») Х. Н. Апте и Кешавсут, которого считают первым подлинно современным поэтом на маратхи. С середины 19 в. развивается драматургия на маратхи, опирающаяся на классическое индийское наследие и европейские традиции. Первый значительный драматург 19 в. – Б. П. Кирлоскар («Шакунтала», 1880). «Золотым веком маратхской драмы» называют конец 19 – начало 20 вв. (Г. Б. Дэвала, Ш. К. Кольхаткар, К. П. Кхадилькар, Говиндаградж и др.).
Влияние Т. С. Элиота и У. Х. Одена испытал крупнейший поэт 1-й половины 20 в. Б. С. Мардхекар, который ввёл в маратхскую поэзию свободный стих. Общеиндийскую популярность получило переложение «Рамаяны» на маратхи в виде цикла стихотворений «Рамаяна в песнях», выполненное «современным Вальмики» Г. Д. Мадгулькаром (1950-е гг.). К синтезу культур стремился в своём творчестве поэт, прозаик и драматург В. В. Ширвадкар (псевдоним Кусумаградж); среди прочего он осуществил переложение на маратхи трагедии У. Шекспира «Макбет», назвав его «Королевская корона» (1954). К середине 20 в. некоторые поэты увлеклись идеями марксизма и социальной революции (Винда Карандикар и др.). Выдающимся поэтом-сатириком был П. К. Атре. Во 2-й половине 20 в. появились двуязычные поэты, пишущие и на маратхи, и на английском языке (А. Б. Колаткар, Д. П. Читре). Гаури Дешпанде известна как англоязычный поэт и как прозаик на маратхи. Из женщин-поэтов, пишущих на маратхи, наиболее популярны Шанта Шелке и Индира Сант. Ведущие романисты 20 в.: В. С. Кхандекар, Г. Т. Мадкхолкар, Б. Немаде, Н. С. Пхадке и Арун Садху, выступавший в жанре политического романа. В 20 в. в маратхской прозе утвердился жанр рассказа (Д. К. Келькар, Г. Г. Лимае, В. Мадгулькар, Г. Г. Гадгил и др.). Широкую известность приобрели драматурги Вишрам Бедекар, В. Канеткар, В. Тендулькар, позднее – Сатиш Алекар. Заметным явлением 2-й половины 20 в. стала т. н. литература далитов (буквально – угнетённых) – представителей неприкасаемых и низших каст индийского общества, отразившая их мировоззрение и отстаивающая их интересы (А. К. Камбле, прозаик А. Сатхе, поэт Н. Л. Дхасал).