Лонгли Чарлз Томас
Ло́нгли Чарлз То́мас (Charles Thomas Longley) (28.7.1794, Рочестер, графство Кент – 27.10.1868, Лондон), британский церковный и государственный деятель, клирик Объединённой церкви Англии и Ирландии. Епископ Рипонский (1836–1856), епископ Даремский (1856–1860), архиепископ Йоркский (1860–1862), 92-й архиепископ Кентерберийский (1862–1868).
Ранние годы
Родился в семье рочестерского судьи Джона Лонгли и его супруги Элизабет, урождённой Бонд. Чарлз был пятым из 17 детей в семье, большинство из которых умерли во младенчестве. Получать среднее образование Чарлз начал в престижной частной школе Чим неподалеку от Лондона. В 1808 г. в качестве стипендиата перешёл в старинную Вестминстерскую школу. Закончив её с отличными результатами, поступил в оксфордский Крайст-Чёрч-колледж (1812). Здесь получил степени бакалавра (1815) и магистра (1818) свободных искусств, а также бакалавра и доктора богословия (1829). С 1822 г. преподавал в Оксфорде древнегреческий язык, а также занимал ряд административных должностей. Кроме того, в 1820-х гг. был очень востребован в качестве домашнего учителя в нескольких аристократических семействах.
Священник и епископ
В 1818 г. рукоположен в сан диакона, в 1819 г. – в сан священника. Своё служение начал как второй священник в Каули (ныне район Оксфорда), который на тот момент возглавлял влиятельный в академических кругах священник Т. Шорт; в 1823 г. Лонгли стал настоятелем этого прихода. В 1827 г. получил приход в деревне Уэст-Титерли, графство Хэмпшир; его правящий архиерей, епископ Уинчестерский Ч. Р. Самнер (брат будущего архиепископа Кентерберийского Дж. Б. Самнера), в том же году сделал Лонгли сельским деканом – главой небольшого объединения приходов наподобие благочиния в русской православной традиции.
В марте 1829 г. по рекомендации Т. Шорта Лонгли был назначен директором школы Харроу – одной из самых престижных частных школ Великобритании. Работа на этой должности, которую он занимал до 1836 г., существенно обогатила его.
В 1831 г. женился на дочери Г. Парнелла, который занимал должность генерального казначея в правительстве вигов во главе с У. Лэмом, виконтом Мельбурном. Знакомство с премьер-министром сразу же отразилось на карьере Лонгли: в октябре 1836 г. он был назначен епископом Рипонским. Это была первая из новых епархий, созданных по результатам Акта о государственной Церкви 1836 г. из частей Йоркской и Честерской епархий, и Лонгли стал её первым правящим архиереем. На него легла задача по организации епархиального управления «с нуля». Лонгли сделал своим кафедральным собором древнюю (7 в.) церковь Рипон-минстер, приобрёл у Йоркского архиепископа участок земли под строительство епископской резиденции и развернул большую программу строительства храмов и школ. За период правления Лонгли число храмов выросло с 307 до 432, церковных домов – со 170 до 301.
Наиболее значимым событием времени пребывания Лонгли на Рипонской кафедре стал конфликт во втором по значению городе епархии – Лидсе. Этот город был одним из центров английской промышленной революции. Среди его населения абсолютное большинство составляли рабочие и предприниматели, принадлежавшие в основном к различным общинам диссентеров, негативно настроенных по отношению к государственной Церкви. Англикане в Лидсе на тот момент составляли меньшинство населения. В 1837 г. настоятелем Лидс-минстера, главного англиканского храма города, стал У. Хук, умеренный сторонник Оксфордского движения. Он развернул в городе широкую активность: перестроил Лидс-минстер, добился разделения города на 21 приход со строительством новых храмов, открыл порядка 30 англиканских школ. Хотя Хук очень много делал для улучшения положения местных рабочих, его связи с «оксфордцами» вызывали недовольство лидских городских властей. В 1839 г. Хук пригласил в Лидс двух лидеров Оксфордского движения – Дж. Г. Ньюмена и Э. Пьюзи. Пьюзи взялся за строительство храма (Церкви Христа Спасителя) в одном из беднейших районов города; этот храм он пожелал украсить высеченной на камне молитвой об основателе, т. е. о себе, составленной таким образом, чтобы её было уместно читать даже после его кончины. В то время практика молитв об усопших в Церкви Англии ещё считалась слишком «католической», и против этой идеи стал возражать не только Лонгли, но и Хук. Закладка храма состоялась в 1842 г., и все три года его строительства сопровождались спорами с Пьюзи, который хотел посвятить церковь Святому Кресту и воздвигнуть в ней высокий каменный алтарь по католическому образцу. В дальнейшем этот храм превратился в один из центров англокатолицизма, что доставляло Лонгли множество неудобств. Сам он принадлежал к «Высокой церкви» в старом смысле слова, т. е. был сторонником англиканской ортодоксии и трёхстепенной иерархии, однако вовсе не сочувствовал «папистским» симпатиям «оксфордцев» и их любви к средневековой обрядности.
В октябре 1856 г. премьер-министр Г. Дж. Темпл, виконт Пальмерстон, инициировал перевод Лонгли на Даремскую кафедру – вторую по значению в Йоркской провинции Церкви Англии. Здесь Лонгли также запомнился строительством множества храмов. В июне 1860 г., после кончины архиепископа Т. Масгрейва, Пальмерстон сделал Лонгли его преемником. Пребывание Лонгли на кафедре главы Северной провинции было непродолжительным, но именно при нём была восстановлена практика конвокаций – соборов духовенства Кентерберийской и Йоркской провинций. Долгое время конвокации служили органами самоуправления Церкви Англии, но перестали созываться ещё в начале 18 в. Архиепископ Кентерберийский Дж. Б. Самнер выступал против их восстановления, опасаясь внутренних споров среди духовенства, но Лонгли, как представитель «высокой Церкви», поддерживал церковную самостоятельность.
После смерти Дж. Б. Самнера Лонгли, по представлению Пальмерстона, 20 октября 1862 г. стал новым архиепископом Кентерберийским.
Архиепископ Кентерберийский
Назначение Лонгли пришлось на период, когда в Церкви Англии шли споры вокруг публикации альманаха «Essays and Reviews» (1860). Его авторы, среди которых были англиканские священники, позитивно оценивали многие концепции науки того времени, включая теорию эволюции и библейскую критику. Дж. Б. Самнер и большинство епископата Церкви Англии резко осудили издание. Авторов обвинили в ереси, однако Лонгли при поддержке нового архиепископа Йоркского У. Томсона в качестве членов высшего суда Великобритании – судебного комитета Тайного совета – добился их оправдания. «Слово Божие, – писал Лонгли, объясняя свою позицию, – не претендует на то, чтобы учить нас наукам. Цель Божественного откровения – не в том, чтобы наставить нас в тайнах природы, но в том, чтобы умудрить нас в деле нашего спасения» (цит. по: Carpenter. 1997. Р. 317). Решение приветствовали многие либеральные богословы, включая А. К. Тейта, будущего преемника Лонгли на Кентерберийской кафедре. Добившись оправдания авторов «Essays and Reviews» в личном качестве, Лонгли тем не менее резко осудил идеи, изложенные в альманахе.
Вскоре после этого в Церкви Англии вспыхнул ещё один спор, связанный с новыми богословскими подходами. Епископ Наталя (Южная Африка) Дж. Коленсо поставил под сомнение распространённое в его время понимание отдельных религиозных концепций (в первую очередь первородного греха) и европейских этических норм, таких как моногамия. В 1863 г. местный собор англиканских епископов низложил Коленсо, причём низложение поддержал и Лонгли. Он заявил, что, поскольку англиканская церковь в Южной Африке не имеет государственного статуса, она вправе по своему усмотрению замещать архиерейские кафедры. Однако Коленсо в ответ заявил, что был назначен на кафедру королевским указом и не признаёт над собой иной власти, кроме британского монарха; его позицию поддержал британский суд. На стороне южноафриканского собора выступило несколько американских англиканских епископов, которые считали, что Церковь Англии не в состоянии контролировать «либеральные тенденции» в своей среде. Епископ Кейптауна и фактический глава англикан Южной Африки Р. Грей отлучил Коленсо от Церкви и рукоположил вместо него епископа У. Макрори, который стал первым англиканским епископом в британских владениях, назначенным без санкции монарха. Несмотря на это, Коленсо оставался в Натале до своей смерти в 1883 г.
Лонгли решил обсудить дело Дж. Коленсо в максимально широком кругу архиереев и обратился ко всем англиканским епископам мира с предложением собраться в его лондонской резиденции – Ламбетском дворце. Многие епископы считали саму идею подобного собрания противоречащей англиканскому принципу полной независимости отдельных церквей. Среди противников конференции был, в частности, У. Томсон. В ответ на послание Лонгли в 1867 г. приехали лишь 76 архиереев из 144. Встреча прошла 24–27 сентября 1867 г. Это была I Ламбетская конференция, и именно это событие, как правило, считается моментом рождения Англиканского содружества.
Объединение парламентов Великобритании и Ирландии в 1800 г. привело к административному объединению Церкви Англии с Церковью Ирландии. Однако в Ирландии англиканами были не более 11 % жителей страны. Государственный статус Церкви Ирландии, при котором всё население было обязано платить англиканскому духовенству десятину, представлял собой постоянный источник социального конфликта. В 1869 г. парламент лишил англиканство в Ирландии этого статуса, сделав Ирландию в составе Соединённого Королевства формально светской страной. В результате прекратилось и формальное административное единство Церквей Англии и Ирландии, против чего резко выступал Лонгли.
Осенью 1868 г. у Лонгли развился острый бронхит. Он скоропостижно скончался 27 октября 1868 г. во время прогулки в Аддингтонском парке и был погребён в крипте приходской церкви Святой Марии в Аддингтоне.
Семья и память
15 декабря 1831 г. Лонгли вступил в брак с Кэролайн Софией Парнелл, дочерью Г. Парнелла, позже барона Конглтона. В их браке родилось семеро детей: Генри (1834), Джордж (1835), Мэри Генриетта (1836), Франсеc Элизабет (1839), Артур (1841), Кэролайн Джорджина (1842), Розамонд Эстер Харриетт (около 1844).
Сохранилось несколько фотопортретов Чарлза Лонгли, один из которых был сделан диаконом Ч. Л. Доджсоном (Льюисом Кэрроллом). Также известно несколько живописных изображений архиепископа. Среди них портрет маслом работы Г. Бриггса (1838, Крайст-Чёрч-колледж, Оксфорд), мраморный бюст работы Э. Дейвиса (1844, Ламбетский дворец, Лондон), рисунок работы Дж. Ричмонда (около 1862, Национальная портретная галерея в Лондоне).