Лившиц Бенедикт Константинович
Ли́вшиц Бенеди́кт Константи́нович (до принятия православия в 1914 – Наумович) [25.12.1886 (6.1.1887), Одесса – 21.9.1938, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], русский поэт, переводчик, мемуарист.
Из семьи купца. Окончил Ришельёвскую гимназию с золотой медалью. Учился на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (1905–1907; исключён за участие в студенческих волнениях) и университета Святого Владимира в Киеве (окончил в 1912). В 1914 г. пошёл в действующую армию добровольцем, участвовал в Первой мировой войне 1914–1918 гг., был ранен и признан негодным к строевой службе. Жил в Киеве, с 1922 г. в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).
Дебютировал в печати тремя стихотворениями в сборнике «Чтец-декламатор. IV. Антология современной поэзии» (1909). В том же году познакомился с Н. С. Гумилёвым, пригласившим Б. К. Лившица к участию в журнале «Аполлон», однако сотрудничество ограничилось одной публикацией. В 1911 г. сблизился с Д. Д. Бурлюком, вскоре вошёл в группу «Гилея», участвовал в футуристических сборниках и выступлениях, хотя критика отмечала чуждость Лившица теориям и творческой практике «заумников» и «будетлян».
Первый поэтический сборник «Флейта Марсия» (1911), арестованный цензурой за «кощунство» и разрешённый с изъятием нескольких стихотворений, отмечен влиянием французской поэзии (группы «Парнас», Ш. Бодлера и «проклятых поэтов» – Тристана Корбьера, А. Рембо, Ж. Лафорга, М. Роллина и др.); книгу отметили В. Я. Брюсов и Н. С. Гумилёв. В сборнике «Волчье солнце» (Москва, 1914) нарочитая усложнённость образной системы в духе футуризма сочеталась с воздействием новейшей французской литературы и живописи (кубизм). Цикл «Болотная медуза» (1914–1918), частично опубликованный в сборнике «Из топи блат» (1922; полностью издан в 1989) и ознаменовавший разрыв с футуризмом, – «один из лучших в русской поэзии портретов Петербурга» (Козовой. 2003. С. 318). Это оригинальная версия петербургского мифа, основанная на образе не покорившейся человеку стихии, попытка «прочитать» символику города, прежде всего архитектурную, опираясь не только на книжные, но на собственные зрительные впечатления. В сборнике «Патмос» (1926), представляющем собой цельное произведение, декларируемое автором пифагорейское представление о мире и об орфической природе слова сочетается с библейской символикой. После итогового собрания «Кротонский полдень» (1928), составленного из переработанных вариантов четырёх предыдущих книг (с вынужденной автоцензурой в отношении религиозных и политических тем и образов), несколько лет не писал стихи.
С 1934 г. член Союза писателей СССР. В поэзии 1930-х гг. основное место занимала грузинская тематика, отчасти ставшая способом примирения с новой действительностью. Рукопись подготовленной к печати книги «Картвельские оды» (1937) не сохранилась; отдельные прижизненные и посмертные публикации, включая одноимённый сборник стихотворений и переводов (Тбилиси, 1964), лишь частично воссоздают авторский замысел. Для Лившица характерны сочетание эпического и лирического начал, глубокое знание и живое чувство истории и культуры многих народов, интерес к религиозным, эзотерическим и оккультным учениям, виртуозное формальное мастерство.
Один из лучших русских переводчиков французской поэзии, которую знал с детства. Работа над переводами сразу стала частью собственной поэтической эволюции Лившица; итог – антология «От романтиков до сюрреалистов» (1934) и 2-е (дополненное) издание «Французские лирики XIX и XX веков» (1937). Переводил французскую драматургию (Ж. Расин, В. Гюго), прозу (Стендаль, О. де Бальзак), современную беллетристику (Ф. Карко и др.), с подстрочника – грузинских (Важа Пшавела, Г. В. Табидзе, Т. Ю. Табидзе и др.) и украинских (П. Г. Тычина, Н. К. Зеров) поэтов. Некоторые переводы (в том числе трагедии П. Корнеля) не опубликованы и утрачены.
Воспоминания «Полутораглазый стрелец» (1933) – не только ценный источник по истории русского футуризма и литературно-художественной жизни первой половины 1910-х гг., но попытка осмысления проблем философии искусства и выдающееся прозаическое произведение.
16 октября 1937 г. был арестован; осуждён по фальсифицированному «писательскому делу» и расстрелян. Реабилитирован 24 октября 1957 г.
Награждён орденом Святого Георгия 4-й степени (1914).