Латри Михаил Пелопидович
Латри́ Михаи́л Пелопи́дович [19(31).10.1875, Одесса – 11.2.1942, Париж; похоронен на Русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа], российский и французский живописец, график, керамист; представитель киммерийской школы живописи.
Старший внук Ивана Константиновича Айвазовского. Родился в семье его старшей дочери Елены Ивановны Айвазовской-Латри (1849–1918) и врача Пелопида Саввича Латри (1851–1884). Детство провёл на берегу Чёрного моря, жил в Одессе, Ялте, Феодосии. Окончил Ришельёвскую гимназию в Одессе (1896). В 1896 г. поступил в петербургскую Императорскую Академию художеств (ИАХ) в мастерскую А. И. Куинджи. В 1897 г. с уходом Куинджи из ИАХ прервал обучение, отправился в путешествие по Греции, Турции, Франции и Италии. С 1898 г. обучался в Мюнхене в мастерской Ш. Холлоши. В 1899 г. вернулся в Санкт-Петербург, зачислен вольнослушателем в ИАХ в пейзажный класс А. А. Киселёва. В 1902 г. окончил курс со званием художника, представив картину «Осенний ветер». В это же время начал участвовать в выставках ИАХ, его картина «Старый дом» была отмечена С. П. Дягилевым, репродукция опубликована в журнале «Мир искусства». Участвовал в выставках Мюнхенского и Венского Сецессиона (1903). Был одним из основателей «Нового общества художников» в Санкт-Петербурге (устав утверждён в 1904). Принимал участие в выставках этого объединения в 1905, 1906, 1915 гг.
Для творчества Латри характерны романтическое отношение к природе, сильные живописные эффекты, часто сочетавшиеся с декоративностью изображения, что свидетельствует о влиянии Куинджи. Латри, как и многим пейзажистам начала 20 в., также свойственна этюдная манера изображения, дающая непосредственное впечатление от натуры. Практический художественный опыт натурной работы Латри и знания, полученные в процессе обучения в ИАХ и в частных европейских студиях, привели его к синтезу нескольких художественных направлений. Его творчество представляет оригинальное сочетание символизма, модерна и реалистических тенденций.
Латри активно участвовал в деятельности Феодосийского общества любителей художеств. Занимал должность общественного директора Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского (1902–1906). В 1905 г. вместе с женой (певицей Ариадной Николаевной, урождённой Арендт) переехал из Санкт-Петербурга в имение Баран-Эли (Боран-Эли) близ г. Старый Крым в Феодосийском уезде (в 1948 село Баран-Эли переименовано в Каштаны; в 1960-х гг. территория села присоединена к селу Приветное Кировского района, Республика Крым; сохранился дом конца 19 в.), где оборудовал две мастерские: для занятий живописью и керамикой. На последующих выставках демонстрировал как живописные, так и керамические произведения. В 1909–1910 гг. экспонировал художественную керамику в передвижном Салоне Издебского. Участвовал в выставках объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве (1912–1913), в «Выставке живописи 1915 года» в Москве, «Искусство в Крыму» в Ялте (1918).
Особенности творческой манеры Латри позволяют отнести его к представителям киммерийской школы живописи, сформировавшейся в конце 19 – 1-й половине 20 вв. в Крыму.
В 1920 г. эмигрировал в Константинополь (ныне Стамбул), затем обосновался в Афинах, где работал на Королевском керамическом заводе. Писал графические пейзажи Афин, греческих островов Делос и Миконос, принимал участие в археологических раскопках древних городов. С 1924 г. жил в Париже, где организовал декоративно-художественную мастерскую по изготовлению сервизов, ваз, панно, лаковых ширм. В 1932 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже. В 1935 г. организовал персональную выставку в Реймсе, на которой были представлены графические работы и акварели парижского периода.
После 1920 г. по распоряжению КрымОХРИСа (Крымского комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, природы и народного быта) более 700 произведений Латри поступили в фонды Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского. В 1962, 1964 и 1975 гг. руководство галереи организовало мемориальные персональные выставки художника, в 1970 г. состоялась выставка трёх художников – внуков Айвазовского: Михаила Пелопидовича Латри, Алексея Вильгельмовича Ганзена, Константина Константиновича Арцеулова. В 2009 г. прошла выставка графики из коллекции Г. Санфорда в Лондоне (Савил-клуб).