Арцеулов Константин Константинович
Арцеу́лов Константи́н Константи́нович [17(29).5.1891, Ялта – 18.3.1980, Москва], один из первых российских лётчиков, испытатель, конструктор планеров и тренажёров, живописец, график-иллюстратор.
Родился в семье русского кораблестроителя генерал-майора (1901) К. Н. Арцеулова (1847–1919) и его супруги, Жанны Ивановны, урождённой Айвазовской (1858–1922). Внук Н. А. Арцеулова и И. К. Айвазовского.
Детские годы провёл в доме Айвазовского, где начал рисовать. Окончил Севастопольское реальное училище. Учился в Морском корпусе в Санкт-Петербурге (1906–1908). Работал на петербургском авиационном заводе С. С. Щетинина (1910–1911), параллельно учился в авиационной школе Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» при заводе, которую окончил в 1911 г. со званием пилота-авиатора и дипломом Международной федерации воздухоплавания (ФАИ) № 45. Свой первый полёт совершил 12(25) августа 1910 г. на сконструированном на этом заводе самолёте новой модели «Россия-Б», в 1911 г. – на самолёте «Фарман».
В 1912 г. работал инструктором в севастопольском аэроклубе, в этом же году призван на военную службу в Крымский конный полк. Первую мировую войну встретил прапорщиком кавалерии, служил в 12-м уланском Белгородском полку, затем командовал взводом. 4(17) августа 1915 г., после сдачи экзамена в Севастопольской военной авиационной школе на военного лётчика, зачислен в состав 18-го корпусного авиаотряда. Исполнял поручения по разведке и уточнению артиллерийской стрельбы, летая на «Фармане», затем на «Альбатросе», захваченном у противника. Весной 1916 г. снабжал разведданными Генеральный штаб во время подготовки Брусиловского прорыва 1916 г., производил авиапатрулирование в районе узловой станции Езерна. В начале июня 1916 г. с Е. Н. Крутенем на московском заводе «Дукс» провёл испытания нового истребителя «Моска». В августе 1916 г. переведён под Луцк – в 8-й авиационный отряд истребителей. На самолёте «Ньюпор-11» участвовал в 18 удачных воздушных боях. Осенью 1916 г. назначен начальником истребительного отделения Севастопольской военной авиационной школы, где проводил эксперименты в разработке фигур сложного и высшего пилотажа. 24 сентября (7 октября) 1916 г. первым применил приёмы и технику вывода самолёта из штопора, ставшие революционным достижением в практической авиации. За годы войны награждён Аннинским оружием (орден Святой Анны 4-й степени; 1915), орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1916) и Станислава 3-й степени с мечами и бантом (1917), Георгиевским оружием (1916).
В период Февральской революции 1917 г. и Октябрьской революции 1917 г. находился в Крыму. В 1918 г. формировал на базе Севастопольской авиашколы 1-й Красный социалистический авиационный отряд. В декабре 1920 г. получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов. Среди знаменитых учеников К. К. Арцеулова больше всех известен В. П. Чкалов.
В 1923 г. был задействован в испытании первого советского истребителя (И-1), сконструированного Н. Н. Поликарповым. В этом же году получил диплом парителя № 1. В 1925 г. принимал участие в соревнованиях планеристов международного уровня в Германии.
С 1927 г. пилот гражданской авиации в Российском обществе добровольного воздушного флота «Добролёт». Проводил ледовую разведку, аэрофотосъёмку малоизученных и труднодоступных окраин страны, был привлечён к работе над определением трассы будущего Турксиба. В 1923–1932 гг. участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях на горе Клементьева (Узун-Сырт) неподалёку от Коктебеля; в 1929 г. испытывал планер, сконструированный С. П. Королёвым и С. Н. Люшиным. 10 февраля 1933 г. награждён нагрудным знаком «За налёт 500 000 километров и выше».
В феврале 1933 г. арестован, помещён в Бутырскую тюрьму, обвинён в воровстве, выслан на 3 года в Северный край. Из автобиографии К. К. Арцеулова: «В период ссылки в Северный край я работал мотористом на катере, конструктором судостроительного бюро Севкрай ОСВОДа, художником-проектировщиком архитектурной конторы Госзеленстроя, оформлял набережную Северной Двины. По общественной работе: построил балансирный тренажёр для тренировки лётчиков Архангельского аэроклуба, руководил модельным кружком юношеской водной станции, оформлял выставку Истории завоевания Арктики…» (цит. по: Беспалова Н. Жизнь авиатора и художника Константина Константиновича Арцеулова. Часть 3). После окончания срока ссылки остался поражённым в правах. В 1942 г. ему разрешено поселиться в Можайске, в 1947 г. – в Москве. В 1956 г. полностью реабилитирован.
На протяжении всей жизни увлекался живописью и графикой. В 1906–1908 гг. посещал художественную студию П. Я. Павлинова в Морском корпусе. Обучался живописи в школе К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве (1908–1909), у Л. С. Бакста, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере в Санкт-Петербурге (между 1909 и 1910).
Наиболее плодотворно сконцентрировался на творческой работе, преимущественно книжной и журнальной иллюстрации, после 1937 г. С этого периода его рисунки печатали журналы «Знание – сила», «За оборону», «Крылья Родины», «Моделист-конструктор» и «Юный техник». Арцеулов много лет был ведущим художником журнала «Техника – молодёжи» (оформил около 240 номеров). Его вдохновляли сюжеты, отражавшие мощь и красоту современных машин, самолёты, рассекающие небесное пространство, или корабли, сражающиеся с морской пучиной. Создал панно (1951, Центральный дом авиации и космонавтики, Москва).
Проиллюстрировал более 50 книг: «Легенды Крыма» Н. А. Маркса (1914), «Рассказы из жизни» (1944) и «Рассказы авиаконструктора» (1957, издание 1958) А. С. Яковлева, «Крылья Родины» А. В. Гумилевского (1945), «Мичман Суворов» С. Т. Григорьева (1945), «Слово о двадцати восьми гвардейцах» Н. С. Тихонова (1947), «Синопский бой» С. Н. Сергеева-Ценского (1948; 1982), «Служу родине» И. Н. Кожедуба (1950), «Костры на сопках» А. И. Мусатова (1950), «Полярный лётчик» М. В. Водопьянова (1952), «Путешествия» Н. М. Пржевальского (1958), «Чао» П. Г. Аматуни (1964). В 1940–1980-е гг. в качестве художника сотрудничал с издательствами «Детская литература», «Молодая гвардия» и др.
Автор первого рисунка, посвящённого полёту Ю. А. Гагарина в космос и опубликованного в газете «Правда» 13 апреля 1961 г. Писал сдержанные по цвету, практически монохромные акварели, большинство из которых посвящены истории отечественной техники, а также рисунки, отражающие быт народов Крыма и Средней Азии.
В 1962, 1966 и 1981 гг. состоялись персональные выставки художника. Член Московской организации Союза художников РСФСР, Союза журналистов СССР.
Похоронен на Новокунцевском кладбище в Москве.
О жизни и творчестве К. К. Арцеулова снят документальный фильм «Дорога в облаках» (1987, режиссёр Ю. А. Файт).