Киммерийская школа живописи
Киммери́йская шко́ла жи́вописи, ряд живописцев Восточного Крыма конца 19 – 1-й половины 20 вв.
Название было впервые сформулировано М. А. Волошиным в статье «Культура, искусство, памятники Крыма» (Крым. 1925. С. 126–148), которая содержит авторский обзор истории и культуры Крымского полуострова от античной эпохи до начала 20 в.
Предположительно понятие возникло в связи с проникновением в искусствознание увлечения формальной школой философии, литературоведения и эстетики, в которой история искусств преподносилась как история стилей и школ. Вслед за Волошиным в публикациях А. Г. Габричевского, И. М. Саркизова-Серазини и Я. А. Тугендхольда поднималась проблема возникновения самостоятельной киммерийской школы живописи.
Название «киммерийская школа живописи» происходит от топонима «Киммерия», который упоминается в «Одиссее» (Гомер. Одиссея. 11. 14). Геродот писал о припонтийских землях, населённых киммерийцами (Геродот. История. IV. 11, 12).
Географически М. А. Волошин определял земли древней Киммерии как территорию крымского побережья между Судаком и Керчью (Волошин. 1912. С. 7) и предписывал ей особую роль в формировании региональной художественной традиции. «…Эта опалённая и неуютная земля, изъеденная щёлочью всех культур и рас, прошедших по ней, осеянная безымянными камнями засыпанных фундаментов, нашла в себе силы, чтобы процвести в русском искусстве самостоятельной – "Киммерийской" школой пейзажа. Эта школа определяется такими именами, как Айвазовский, Куинджи, Богаевский, и не столь яркими, как Феслер, М. Петров, Лагорио, Шервашидзе, Латри… уроженцами Феодосии и её окружности» (Крым. 1925. С. 143).
М. А. Волошин обозначил ряд значимых факторов, повлиявших на сложение традиции. Одной из составляющих художественной культуры Восточного Крыма 2-й половины 19 – начала 20 вв. была деятельность И. К. Айвазовского как наставника творческой молодежи, обучавшейся в его мастерской на протяжении 2-й половины 19 в. К непосредственным ученикам Айвазовского причисляют А. И. Фесслера, Л. Ф. Лагорио, А. В. Ганзена, развивавших линию видового пейзажа 19 в. Художники 1-й половины 20 в. (К. Ф. Богаевский, М. П. Латри, А. К. Шервашидзе) объединены по временно́му и географическому принципу – провели детство в Феодосии, не составляя творческой общности, работали в различных направлениях фигуративного искусства.
Утверждение М. А. Волошина о существовании «киммерийской» школы пейзажа спорно с терминологической точки зрения ввиду отсутствия присущих школе характеристик – единого образовательного центра, единой художественной системы, преемственности поколений. По сути, оно сводится к региональной истории изобразительного искусства, сложившейся в Феодосии. Тем не менее поэтический образ древней земли Киммерии получил своё воплощение в отечественном искусстве и художественной критике. Киммерия вошла в контекст русской культуры 1-й половины 20 в. в череде направлений, интерпретирующих историческое время и ощущение тоски по прошлому.
Собственно «киммерийскую» тему в пейзаже Крыма разрабатывали К. Ф. Богаевский и М. А. Волошин – представители русского Серебряного века, работавшие в Крыму. Особенностью их творчества было создание метафорического киммерийского пейзажа, в котором природные мотивы являются формой для зрительного воплощения философско-религиозных исканий рубежа 19–20 вв. и интерпретируются в контексте многовековой историко-культурной традиции Восточного Крыма, от античной эпохи до современности.
В искусствоведческой литературе развитие темы киммерийской школы живописи нашло продолжение в публикациях директора Феодосийской картинной галереи имени И. К. Айвазовского Н. С. Барсамова «Художники Феодосии» (1928) и «Айвазовский в Крыму» (1970), объединяющих в единую школу И. К. Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслера, К. Ф. Богаевского и М. А. Волошина. Вслед за Барсамовым составитель путеводителя по Феодосии Н. Ф. Тарасенко назвал самого Волошина среди художников киммерийской школы живописи (Тарасенко. 1978. С. 64–76). Важную роль в исследовании искусства Восточного Крыма сыграла монография директора Симферопольского художественного музея Р. Д. Бащенко «К. Ф. Богаевский» (1984). В книге «Крымский пейзаж» (1990) она объединила Богаевского, Волошина и Латри в единую школу. В 2016 г. в альбоме «Киммерийский пейзаж», составленном С. С. Сидоренко и Р. Д. Бащенко, ещё раз поставлена проблема определения школы, представлены иллюстрации произведений и очерки о художниках – «киммерийцах» 20 в.
В искусстве Крыма 2-й половины 20 в. к философскому историческому прочтению крымского пейзажа обращались ученики Н. С. Барсамова – С. Г. Мамчич, В. А. Соколов, П. К. Столяренко, Н. А. Шорин. Они использовали в своём творчестве выразительные средства, характерные для «художников-киммерийцев» К. Ф. Богаевского и М. А. Волошина.