Ларионова Алла Дмитриевна
Ларио́нова А́лла Дми́триевна (19.2.1931, Москва – 25.4.2000, там же), российская актриса, народная артистка РСФСР (1990).
Из семьи служащих. Благодаря редкой киногеничности в 15 лет участвовала в фильме «Мичурин» (1946, режиссёр А. П. Довженко; в титрах не указана).
После окончания школы в 1948 г. поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК, курс С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой).
По окончании ВГИКа в 1953–2000 гг. в Театре-студии киноактёра.
Во время учёбы сыграла Любаву в фильме «Садко» (1952, режиссёр А. Л. Птушко, приз «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале, 1953). Статуарный, женственный образ героини обусловлен жанром фильма, основанного на русских (онежских) былинах. В роли Анюты («Анна на шее» по А. П. Чехову, режиссёр И. М. Анненский, 1954) убедительно передала гибельность и мнимость победы своей героини. Царственную, гордую Оливию («Двенадцатая ночь», по У. Шекспиру, режиссёр Я. Б. Фрид, 1955) показала с долей иронии, придавшей образу лёгкий комедийный оттенок; в фильме «Главный проспект» (1956, режиссёр Л. С. Эстрин) создала образ ветреной и склонной к изменам красавицы Веры. В роли Анны Сергеевны Одинцовой («Отцы и дети» по И. С. Тургеневу, 1958) в финале, у постели умирающего героя, актриса предстаёт символом скорбящей и милосердной женственности. Профессорская дочка Нина Бороздина («Две жизни», режиссёр Л. Д. Луков, 1961; смотреть фрагмент фильма: «Две жизни» / Режиссёр Леонид Луков. 1961 // Госфильмофонд России) – олицетворение России: невеста князя делает выбор в пользу солдата-революционера (события разворачиваются в 1917 между двумя революциями). Адмиральша Мария Колесова («Ко мне, Мухтар» по повести И. М. Меттера «Мурат», режиссёр С. И. Туманов, 1964) – воплощение мещанства и эгоизма. На малом пространстве роли актриса создала цельный, чётко очерченный характер.
Вместе с мужем (актёром Н. Н. Рыбниковым) участвовала в фильмах: «Ведьма» (1958, по Чехову, режиссёр А. А. Абрамов), «Длинный день Кольки Павлюкова» (1968, режиссёр К. Л. Бромберг), «Старый знакомый» (1969, режиссёры И. В. Ильинский, А. Н. Кольцатый), «Седьмое небо» (1971, режиссёр Э. Н. Бочаров), «Семья Ивановых» (1975, режиссёр А. А. Салтыков).
С 1970-х гг. в кино снимается реже. В музыкальной комедии А. А. Белинского «Лев Гурыч Синичкин» (1974) ей нашлось место лишь в кордебалете. Но в многосерийном телефильме А. З. Гутковича «Атланты и кариатиды» (1980, по одноимённому роману И. П. Шамякина) актриса провела роль Даши с уверенным профессионализмом, органично существуя в ней. В характерной роли мещанки Неклёсовой («Запретная зона», режиссёр Н. Н. Губенко, 1988) выразила суть позднесоветского барства, с его потребительским и хищным отношением к жизни.
Среди других ролей: Валентина («Судьба барабанщика» по А. П. Гайдару, режиссёр В. В. Эйсымонт, 1955), Оксана («Полесская легенда» по рассказу В. Г. Короленко «Лес шумит», режиссёры П. С. Василевский, Н. Н. Фигуровский, 1957), Наталья («Три сестры» по одноимённой пьесе Чехова, режиссёр С. И. Самсонов, 1964), Варвара Княжич («Дикий мёд», режиссёр В. А. Чеботарёв, 1966), Елена («Фокусник», режиссёр П. Е. Тодоровский, 1967), Каридад Меркадер («Троцкий», режиссёр Л. Г. Марягин, 1993).
Последняя работа в игровом кино – в короткометражной ленте «Тихий ангел пролетел…» (1995), современной парафразе чеховских «Трёх сестёр», В. Н. Афонина – дипломника Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова.
Участвовала в документальных фильмах: «Чтобы помнили. Алексей Рыбников» (1996), «Чтобы помнили. Сергей Столяров» (1997), «Одиссея Александра Вертинского» (1991).
С 1992 г. играла в антрепризном спектакле «Коварство, деньги и любовь» по прозе М. М. Зощенко (режиссёр В. А. Шалевич, 1979; введена после смерти Л. В. Целиковской в 1992).
Приз Гильдии актёров кино России «За выдающийся вклад в профессию» (2000).
О Ларионовой сняты документальные фильмы: «Алла на шее» (режиссёр Г. В. Курлаев, 2006), «Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле» (режиссёр Ю. Л. Рашкин, 2009).